Как продлить срок службы двигателя — лучшие привычки для проактивной защиты

Нет свечей — нет зажигания

Как основной узел автомобиля, двигатель требует особого отношения и ухода. Ведь капитальный ремонт или замена мотора повлечет серьезные финансовые вложения. Ресурс двигателя измеряется пробегом, который транспортное средство проходит до капиталки.

Свечи играют основную роль в запуске ДВС — воспламеняют воздушно-топливную смесь в цилиндре. В момент включения стартера между свечными электродами создается разряд электричества в десятки тысяч вольт, который дает искру, и происходит возгорание. Если не будет свечей, двигатель не заработает.

Как продлить жизнь мотору? Практические советы
Свеча зажигания: принцип работы

Автоэксперт рассказал, как максимально продлить срок службы двигателя машины

Износостойкость современных двигателей зависит не только от технических характеристик машины, но также от того, насколько правильно с ней обращаться. О том, что необходимо делать, чтобы продлить срок эксплуатации транспортного средства, «НьюИнформ» рассказал сертифицированный автоэксперт Владимир Бахарев.

Интернет-ресурс «АвтоВзгляд» ранее назвал основной причиной износа двигателей современных автомобилей несовместимость топлива, которое для них используется.

«Что касается износостойкости двигателя, это, в первую очередь, вопрос трения. Так что все попытки сберечь двигатель основываются на работе именно с уменьшением воздействия трения», — высказался Бахарев.

По словам автоэксперта, для этой цели нужно использовать смазывающие материалы, рекомендованные производителем машины. Каждому транспортному средству подходят разные виды масла, поэтому стоит покупать не то, что посоветовали знакомые, а то, о чем пишет изготовитель в инструкции по эксплуатации. От этого также будет зависеть качество работы автомобиля.

Автоэксперт рассказал, как сберечь двигатель транспортного средства от износа/как увеличить износостойкость двигателя машины

Второй момент, который также влияет на износ, это температура сгорания топлива. В машинах прошлых поколений использовались атмосферные двигатели, которые работали за счет подачи и нагревания воздуха, создававшего необходимое давление внутри специального пространства и обеспечивавшего работу двигателя. Однако такое устройство было слишком громоздким, тяжелым и чрезмерно неэкологичным. Поэтому были изобретены турбированные двигатели, гораздо меньшие по размеру, но имеющие недостаток, заключающийся в серьезном нагреве конструкции из-за поступления более мощного потока воздуха внутрь.

«В современных турбированных двигателях температура сгорания очень высока. Так что изначально большого ресурса в нем нет», — пояснил Бахарев.

Однако, по мнению спикера, устройство двигателя не является определяющим критерием для срока службы автомобиля. Многое зависит от аккуратности использования транспортного средства.

«С другой стороны, у меня на глазах прекрасно ездили турбированные машины с пробегом более 200 тысяч километров. Так что очень важно также правильно эксплуатировать автомобиль», — заключил автоэксперт.

По словам Бахарева, если «вынимать из машины душу», используя ее как спортивный болид в пределах дороги, то она не проживет долго даже на хорошем масле и с качественной сборкой.

Автоэксперт рассказал, как сберечь двигатель транспортного средства от износа/как увеличить износостойкость двигателя машины

Эксперт считает, что современное топливо в основном адаптировано под существующие двигатели. Столкнуться с тем, что оно негативно сказывается на его износостойкости, возможно только при регулярной заправке некачественным бензином. Специалист рекомендует наполнять бак машины в местах, которые имеют какой-то авторитет на рынке.

«По поводу совместимости топлива с двигателем, таких проблем не должно возникать, если вы заправляетесь на хороших заправках, где в бензобак заливается качественное топливо. Естественно, если вы в целях экономии ежедневно ездите на какую-нибудь «Иван и К», это негативно скажется на ресурсе двигателя», — объяснил свою позицию Бахарев.

В заключение автоэксперт посоветовал не пренебрегать техническим обслуживанием машины и следовать рекомендациям производителей.

«С точки зрения профилактических мероприятий нужно следовать требованиям завода-изготовителя. Если пишут, что техобслуживание нужно провести на 15 тысячах пробега, не надо затягивать до 25, даже если кажется, что «прокатит». Это по итогу не сэкономит денег, потому что уменьшит эксплуатационный срок автомобиля», — подытожил Владимир Бахарев.

Таким образом, чтобы двигатель вашего авто прослужил долго, нужно использовать качественные материалы, обеспечивающие его работу, аккуратно водить, а также вовремя проходить техническое обслуживание транспортного средства.

Виктория Пономарева

Важность своевременной замены свечей

Свечи зажигания бывают разных видов в зависимости от материала, из которого изготовлен электрод. Время их работы колеблется от 30 тысяч км пробега у классических свечей до 110 тысяч у платиновых или иридиевых. Цифры условны, так как важно и качество бензина, и общее состояние мотора. Классика замены, прописанная у многих производителей, — менять свечи через одно плановое техобслуживание, т.е. каждые 25 — 50 тысяч км работы.

Замену свечей вполне возможно сделать собственными усилиями. Тем, кто не желает тратить время, поможет практически любой автосервис. Стоимость услуги в среднем составляет 600 — 1500 рублей.

Как продлить жизнь мотору? Практические советы
Классика замены, прописанная у многих производителей, — менять свечи через одно плановое техобслуживание, т.е. каждые 25 – 50 тысяч км. работы

Неисправность работы свечей зажигания можно определить по вполне заметным признакам:

  • двигатель «троит» в движении и передергивает при холостом ходе;
  • мотор запускается через раз при нормальной работе стартера;
  • ДВС не может развить максимума оборотов, что отражается на мощности;
  • расход топлива заметно увеличивается;
  • повышенный выброс выхлопных газов.

Самое грустное последствие — детонация в камере сгорания. Она вызывает ударную волну разной интенсивности в зависимости от объема детонировавшей смеси. Водитель слышит металлический звон, усиливающийся при усилении детонации. Мощность мотора уменьшается, в выхлопных газах появляется густой черный дым. ДВС подвергается колоссальным термическим нагрузкам, вызывающим обгорание поршневых кромок, электродов свечей, прокладок головки блока цилиндров. Ударная волна разрушает защитную масляную пленку. Такие изменения вызывают ускоренный износ двигателя.

Как продлить жизнь мотору? Практические советы
Последствия детонации: прогоревший поршень

Ресурс двигателей разных типов

Многих автомобилистов интересует ответ на вопрос, какой двигатель дольше «ходит». Действительно, ведь существует несколько типов двигателей, и логично предположить, что у двухтактного, четырехтактного и роторного запас прочности разный. Не менее интересно автовладельцам, отличается ли ресурс дизельного двигателя от бензинового.

Наименьший запас прочности у двухтактного бензинового двигателя мотоцикла. Объясняется это, главным образом высокими оборотами коленчатого вала. Вторая причина кроется в отсутствии системы смазки как таковой. Смазывание цилиндро-поршневой группы двухтактного мотора происходит рабочей смесью, для этого в бензин добавляется масло.

На разных режимах работы, мотору мотоцикла требуется разное количество смазки, а изменить его подачу не представляется возможным. В результате мотор получает нормальную смазку только в определенных режимах работы, а при сильных нагрузках он может испытывать масляное голодание.

У роторного или, правильнее, роторно-поршневого двигателя Ванкеля, дела обстоят немногим лучше. К слову, единственным автопроизводителем, серийно устанавливающим такие моторы на свои машины является компания Mazda. Двигатели данного типа устанавливаются на ее модели серии RX (например, MazdaRX-8).

Ресурс двигателя роторного типа невелик в сравнении с четырехтактными моторами, работающими по циклу Отто. При грамотном и своевременном обслуживании он не превышает ста тысяч километров.

В среднем же, учитывая, что MazdaRX-8 приобретается не для спокойных поездок, мотор автомобиля требует капремонта или замены после пятидесяти — шестидесяти тысяч.

Статья в тему: Как отрегулировать газовый редуктор на карбюраторе автомобиля

У бензинового четырехтактного мотора ресурс значительно выше, чем у двух вышеупомянутых. У иномарок он больше, у отечественных, а тем более, китайских машин меньше, но тем не менее, исчисляется сотнями тысяч километров. Известны случаи, когда мотор автомобиля проходил без капремонта 500 тыс. км. Причем схема расположения цилиндров не имеет ровным счетом никакого значения.


Владельцы Субару любят хвастаться тем, что оппозитные моторы дольше живут, однако это совсем не так. Принципиально оппозитный двигатель автомобиля Субару ничем не отличается от какого-нибудь g4fc, поэтому и говорить о том, какой силовой агрегат дольше прослужит без капремонта, не имеет смысла. В пользу того же рядного g4fc можно сказать, что он гораздо проще и дешевле в обслуживании.

Говоря о ресурсе турбомоторов, правильнее говорить о запасе прочности самой турбины, которая выходит из строя в разы быстрее, а без нее двигатель превращается в обычный атмосферник.

Ресурс турбины обычно составляет около ста тысяч километров, после чего требуется либо ремонт турбины, либо (что чаще) ее замена. На срок службы турбины в значительной мере влияет соблюдение водителем правил эксплуатации автомобиля с турбомотором.

Наибольший ресурс двигателя у дизеля. Причин тому две. Во-первых, дизельные силовые агрегаты изготавливают из более прочных сплавов по причине высокой степени сжатия. Вторая причина кроется в их тихоходности. Если у бензинового мотора рабочие обороты, как правило, составляют 3-4 тысячи, то у дизеля – вдвое меньше, т. е. 1,5–2.

Соответственно, при одном и том же пробеге в одинаковых условиях, поршни дизельного двигателя совершат вдвое меньше поступательных движений, т. е. физический износ также будет значительно меньше. Здесь приведена таблица, в которой скомпонованы ресурсы двигателей разных типов.

Моторное масло — главный защитник двигателя

Если без свечей двигатель не начнет свою работу, то без масла он не сможет ее продолжить. А если сможет, то ненадолго. Все механизмы и узлы внутри мотора смазываются гидравлической жидкостью, которая защищает их от преждевременного износа и перегрева в результате трения между собой. А еще масляная защитная пленка уберегает детали ДВС от корродирующего воздействия веществ, образующихся во время работы мотора.

Как продлить жизнь мотору? Практические советы
Узлы двигателя в разрезе

По мере работы двигателя моторное масло насыщается загрязнениями, побочными продуктами работы мотора, остатками «отработавших» присадок. В результате меняется вязкость и стабильность масляной пленки, и она перестает выполнять свои функции, что вызывает износ и сбои в работе двигателя. Для восстановления защитных и смазывающих свойств, моторное масло производители предписывают менять в среднем через каждые 10 —15 тысяч км.

Как продлить жизнь мотору? Практические советы
От чего масло теряет свои первоначальные свойства

Практика показывает, что такой пробег в суровых условиях российских дорог выдерживает только синтетика. Полусинтетику лучше менять уже через 7, а минеральное масло и вовсе через 5 — 6 тысяч. В турбированных моторах независимо от типа масла замену рекомендовано производить каждые 6 — 7 тысяч км пробега. Вместе с маслом обязательно нужно заменить масляный фильтр.

Как продлить жизнь мотору? Практические советы
Закоксованный двигатель

Что такое ресурс работы двигателя?

В справочниках под ресурсом работы подразумевается пробег до капитального ремонта двигателя. На практике считается, что ресурс работы исчерпан, когда увеличивается расход топлива, сильно снижается мощность, появляется стук, повышенный расход масла и т.д. В целом, все ситуации, которые ведут к серьезному ремонту двигателя.

Чтобы продлить ресурс работы двигателя нужно соблюдать простые правила. Поверьте, намного легче предотвратить появление проблем, чем потом их устранять. Это и выйдет дороже, поэтому следите за состоянием авто – и будет Вам счастье.

Всего несколько небольших правил помогут увеличить ресурс работы двигателя:

  • Заливайте масло, топливо и антифриз высокого качества;
  • Обязательно следите за состоянием воздушного фильтра;
  • Регулярно наблюдайтесь на ТО;
  • Не допускайте нестандартных режимов работы двигателя;

Не забудьте про ремень ГРМ

Важной деталью, за исправным состоянием которой стоит постоянно следить, является ремень ГРМ. Он синхронизирует работу коленчатого и распределительного валов в автомобиле. Хотя современные ремни изготовлены из полимерных материалов и стекловолокна, устойчивых к истиранию и скачкам температур, они все же уступают по прочности цепям ГРМ. В большинстве случаев ремень ГРМ исправно работает не менее 60 000 — 80 000 км пробега. На замену нужно потратить в автосервисе порядка 4 — 5 часов. Цена вопроса составляет 5 000 — 7 000 рублей.

Как продлить жизнь мотору? Практические советы
Ремень ГРМ Audi A4

Рецепт «здоровья и долголетия» двигателя

Сценарий «долго и счастливо» для любого мотора вполне осуществим и предельно прост: следование техническому регламенту по обслуживанию, определенному в инструкции к автомобилю. Запомните или запишите дистанции пробега, через которые пора «освежить» фильтра, масла, свечи, произвести замену ГРМ и других механизмов на ТО.

Как бы ни банально это звучало, но именно в этом случае вы сможете продлить жизнь «сердцу» своего авто, будете получать удовольствие от езды на машине со «здоровым» мотором и сохраните деньги.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: