Своевременная замена воздушного фильтра является непременным условием правильной эксплуатации автомобиля.
- Замена воздушного фильтра. Видео:
Изношенный фильтр может быть причиной следующих серьезных неисправностей:
- уменьшение компрессии в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания вследствие попадания пыли в зону сгорания и образования задиров;
- преждевременный износ клапанов;
- загрязнение и выход из строя датчика массового расхода воздуха;
- заклинивание регулятора дроссельной заслонки;
- уменьшение крутящего момента ДВС;
- появление проблем с запуском, особенно в холодное время года.
В процессе эксплуатации автомобиля важно своевременно и грамотно производить замену устройства, знать основные признаки его загрязнения.
Виды воздушных фильтров
В процессе развития автомобилестроения воздушные фильтры для автомобилей имели следующие разновидности:
1. Инерционные. Пыль осаждалась на днище объемного корпуса (в простонародье «кастрюли») под действием инерционных сил. Такое устройство было многоразового действия.
2. Инерционно-масляные. Отличие от предыдущей конструкции заключалось в помещении на дно «кастрюли» моторного масла, которое способствовало поглощению более мелких частиц. Разновидности инерционных устройств в легковых автомобилях сейчас не применяются.
3. Бумажные. Самые распространенные в настоящее время. Фильтрующий материал для воздушных фильтров этого типа выполнен из микропористой бумажной структуры.
Волокнистая структура бумажного фильтра пропитана специальной смолой, которая укрепляет ее поверхность, предотвращает разрушение.
Поглощение микрочастиц пыли (до 1 микрона) происходит на всей поверхности устройства.
Для увеличения площади фильтрования, следовательно, производительности фильтра бумажную структуру изготавливают в виде гармошки. Бумажный фильтр необслуживаемый, по мере загрязнения или разрушения подлежит замене.
4. С нулевым сопротивлением. Применяются для увеличения входного воздушного потока в мощных двигателях, форсируя подачу воздуха. В качестве рабочего элемента используется хлопчатобумажная ткань или поролон специальной микроструктуры.
В некоторых случаях допускается производить чистку таких средств специальными средствами-шампунями. После произведения очистки требуется обязательная пропитка укрепляющими составами.
Конструктивно бумажные фильтры обычно изготавливаются:
- панельные;
- цилиндрические;
- кольцевые.
Могут иметь каркасную и бескаркасную (за исключением кольцевого) конструкцию. По краям конструкции установлены специальные резиновые либо поролоновые уплотнители для предотвращения проникновения воздуха в обход фильтровальной зоны.
Какой воздушный фильтр лучше? Однозначно родной. Конструкторы тщательно производят расчет устройства исходя из необходимой производительности, степени очистки, конструктивных особенностей.
Если, например, на место обычного бумажного фильтра поместить устройство с нулевым сопротивлением, повысятся холостые обороты двигателя, увеличится потребление топлива.
Материалы воздушных фильтров
Современная промышленность значительно расширила спектр материалов, используемых для фильтрации воздуха в автомобиле. Перечислим основные варианты.
- Бумага.
Наиболее популярный бюджетный вариант. Отличается доступной ценой и удобством в эксплуатации. Частицы грязи удерживаются на ее пористой поверхности, выполненной в виде гофры. Материал проходит дополнительную обработку, которая существенно увеличивает срок службы. Среди недостатков можно отметить, что он не терпит взаимодействия с влагой и отличается одноразовым принципом работы: засоренная деталь не подлежит восстановлению.
- Ткань х/б или поролон
. Материал предварительно пропитывается в специальном растворе, складывается гармошкой для образования большей площади поверхности и устанавливается на каркас. Ребра жесткости последнего препятствуют потере формы элемента. Такой способ позволяет более качественно очищать воздух от загрязнения: сор оседает не только сверху, но и в толще изделия. Если фильтр тщательно промыть, его можно использовать вторично. - Синтетические волокна.
Этот вид благодаря своей прочности, неоднократному применению завоевывает авторитет у потребителей, вытесняя на второй план картон. - Пятислойный марлевый материал
, пропитанный маслом и размещенный на каркасной конструкции. Используется в комплексе с двигателями большой мощности, на спортивных автомобилях.
Месторасположение воздушного фильтра
Обычно фильтр располагается в подкапотном пространстве автомобиля в легкодоступном месте. Устройство относится к группе «расходников» при обслуживании транспортного средства, поэтому его месторасположение обычно не вызывает проблем для проведения самостоятельной или неквалифицированной замены.
Найти точное положение фильтра можно, визуально двигаясь от воздухозаборника. Воздушный заборник в большинстве легковых автомобилях находится во фронтальной капотной зоне вне пространства радиатора охлаждения двигателя.
Конструкция, в которую помещен воздушный фильтр, обычно выполнена из пластмассы либо композиционного материала.
В некоторых автомобилях кожух фильтра изготовлен из металла. Преимущество металлической конструкции в том, что она может быть установлена непосредственно над двигателем, что немного освобождает зону подкапотного пространства.
Недостаток такого расположения: перегрев устройства, который способствует уменьшению его ресурса.
Определить точно, где находится воздушный фильтр, можно, руководствуясь инструкцией по эксплуатации транспортного средства. Там же указана периодичность замены воздушного фильтра.
В инструкции указан обязательный срок замены. На эту величину в сторону уменьшения оказывает влияние особенности эксплуатации автомобиля.
Что нужно знать при замене воздушного фильтра двигателя Opel? Видео:
Воздушный фильтр двигателя, принцип работы, разновидности, назначение
Сегодня мы узнаем, что называется автомобильным воздушным фильтром
,
для чего он нужен
,
какие функции
и
задачи
выполняет, а также
когда
необходимо
производить замену
этого важного
расходного элемента двигателя
внутреннего сгорания. Кроме того, расскажем про основной
принцип функционирования
данной детали и
для чего
она была
изобретена
автопроизводителями. В заключении определим,
какой тип воздушного фильтра
лучше справляется с
очисткой поступающего воздуха
в
систему нагнетания двигателя
и имеет более
длительный период эксплуатации
по
сравнению
с другими.
Воздушный фильтр
— является простым, но довольно важным
расходным узлом двигателя
внутреннего сгорания, который
оберегает ключевые
устройства
мотора от проникновения
в них
пыли
,
камней
,
грязи
,
насекомых
и прочего
мусора
, который способен
навредить стабильнойработе
основных
компонентов
автомобиля. Отметим, что не стоит пренебрегать
заменой воздушного фильтра
, апроизводить
обслуживание
этого немаловажной
расходной детали
в соответствии с регламентом и рекомендациями производителя. Чтобы понимать
какие задачи выполняет
и
какую роль играет
для
двигателя воздушный фильтр,
необходимо понимать, как он
функционирует
. Данный вопрос мы и разберем в нашем рассказе, чтобы у нас осталось детальное представление об этой
ключевой расходной детали
любого автомобиля.
Для чего нужен воздушный фильтр автомобилю
Заметим интересную статистику, в среднем транспортное средство за 100 километров пробега поглощает от 10 до 15 метров кубических атмосферного воздуха
. В том случае, если потребляемый воздух
не очищается
, то находящаяся в нем
пыльца
,
грязь
и прочий
мусор
попадает напрямую в
систему двигателя
. А к чему это приводит, надеемся каждый для себя понимает, что ни к чему хорошему.
Мотор
после постоянного проникновения в него вышеперечисленной
грязиухудшает
свои
рабочие показатели
и к конечном итоге просто придется делать его
преждевременный
дорогостоящий
ремонт
.
В связи с чем и было придумано расходное устройство
под названием
воздушный фильтр
, который служит
защитой систем мотора
от подобных неприятностей. Данная
деталь
выполняет не только
функции по защите двигателя от источников загрязнения
, но также обеспечивает исполнение
задачи по уменьшению шума
, который распространяется по
впускной системе
машины. Кроме того, в
бензиновых двигателях
,
воздушный фильтр
играет еще роль
регулятора температуры топливо-горючей смеси
. Вот поэтому
роль
этого немаловажного
расходного элемента двигателя
транспортного средства просто неоценима.
Когда воздушный фильтр
начинает
засоряться
,
сопротивление воздушному потоку
растет и происходит
сокращение количества воздуха
, которое поступает в
систему двигателя
внутреннего сгорания. В некоторых случаях или режимах данная ситуация приводит к
обогащению топливо-воздушной смеси
, следовательно к ее
неполному сгоранию
в рабочих областях
цилиндров
, в следствие чего происходит
увеличение потребления топлива
и
снижение мощности двигателя
, а также образуется
повышение концентрациитоксичных элементов
в
отработанных газах выхлопной системы
автомобиля.
Виды и типы воздушных фильтров
На сегодняшний день фильтрующие расходные элементы
производятся
3-х основных конструктивных типов
или
форм
, таких как:
панельные
,
бескаркасные
и
цилиндрические
. Параметр
типа
или
формы воздушного фильтра
не сильно влияет на
эффективность расходной детали
относительно
систем двигателя т
ранспортного средства. Основное отношение к
эффективности
данной
детали
относится к ее
виду
, а точнее
из чего изготовлен элемент фильтрации двигателя
. Данные
особенности
имеют непосредственное отношение к
эксплуатации воздушных фильтров
.
Самым распространенным видом материала
из которого сегодня
изготавливают
современные
воздушные фильтры
является
картон
.
Картон
— это самое распространенное и
дешевое сырье
для производства данных
расходных элементов системы двигателя
транспортного средства. Следующим
видом материала
из которого производят
сменные элементы мотора
являются
синтетические волокна
. Данный материал является более дорогим в производстве, чем
картон
, но чуть более
эффективным
по
сравнению
с конкурентом. Однако
эксплуатация воздушных фильтров
изготовленных из
синтетических волокон
требует более строгого
соблюдения интервалов по замене
.
Довольно часто на спортивных
машинах устанавливают
воздушные фильтры из марли
, которые включает в себя около
5-7 слоев
этого материала. Кроме того,
марля пропитывается
специальным
маслом
, которое способствует
эффективной фильтрации всасываемого атмосферного воздуха
из окружающей среды.
В сравнении
с
картонными фильтрами
, в
марлевом
,
параметр начального сопротивления воздуха
намного меньше. Главным же
преимуществом марлевых воздушных фильтров
перед
картонными
и из
синтетических волокон
является то, что после
специальной обработки маслом
они способны использоваться
повторно
,
до 3-4 раз
.
Рекомендуем: Устройство и принцип работы амортизаторов
Когда производить замену воздушного фильтра
Для понимания того, когда нужно делать замену воздушного фильтра
в автомобиле, водителю
не обязательно
строго
придерживаться
определенного
регламента
, чтобы убедиться в том, что
расходный элемент
необходимо
обновить
, можно просто
визуально провести осмотр
данного
расходного
элемента. Для этого нужно просто
достать из защитного короба фильтрующий элемент воздушного фильтра
и
осмотреть
его при дневном свете. Если на
осмотр
он
чистый
,
без потемнений
и
пятен
, особенно
масляных
, то можно ездить на нем дальше без всяких проблем. В том случае, если
воздушный фильтр грязный
,
засоренный
или
в моторном масле
, то это говорит нам о том, что
расходный элемент
необходимо срочно
менять на новый
. Каждый водитель без проблем сможет отличить
чистый воздушный фильтр
от
грязного
(
засоренного
).
Как правило, срок замены воздушного фильтра
в первую очередь
зависит
от
регламента
автопроизводителя. В среднем
интервал замены расходного элемента системы фильтрации двигателя
составляет
от 15 до 30 тысяч километров пробега
или 1 раз в год. Перед тем, как
производить замену фильтрующего элемента
рекомендуем заглянуть в
техническую документацию
транспортного средства, где будут четко указаны
интервалы
и
точный срок замены
детали. В том случае, если
технической документации
или
мануала
к автомобилю нет, тогда можно просто воспользоваться
методом визуального осмотра фильтрующего элемента
. Данный
метод
поможет тогда, когда мы помним,
в какие сроки производилась замена текущего воздушного фильтра
.
По рекомендациям
большинства специалистов по ремонту и обслуживанию транспортных средства,
производить замену воздушного фильтра
можно вместе со
сменой моторного масла
, которая, как правило, делается примерно каждые
10-15 тысяч километров пробега
. Также отметим, что если после
визуального осмотра фильтрующего элемента
вопросов к его состоянию у нас не возникло, то
делать замену расходной детали
можно через раз. Данный момент напрямую зависит от определенных
условий
, в которых
используется
или
эксплуатируется
машина. Однако в большинстве случаев
воздушный фильтр меняется ежегодно
или каждые
10-15 тысяч километров пробега
.
Что касается дизельных моторов
, а особенно с
системой турбонаддува
, то к
очистке
поступаемого в
двигатель
воздуха предъявляются куда более
жесткие требования
, чем к
бензиновым двс
. Многие автолюбители зададут вопрос: «С чем это может быть связано?». Дело в том, что это в первую очередь связано с
особенностями эксплуатации дизельных двигателей
. Поэтому у
дизельных
автомобилей, а особенно с
турбиной
,
срок замены воздушного фильтра
должен быть сокращен
до 10 тысяч километров пробега
или
1 раза в год
.
Заблаговременная замена воздушного фильтра
является залогом сохранения
надежности
и
ресурса основных узлов мотора
транспортного средства, без возникновения проблем, связанных с
преждевременным ремонтом
. Дело в том, что
засорившийся фильтрующий элемент
не может
отчистить пыль
с
грязью
, которыепоступают с дороги в мотор, они наоборот
затрудняют функционирование двигателя
. Поэтому
не нужно экономить на замене воздушного фильтра
, потому что его
стоимость не сопоставима
с возможным
ремонтом мотора
. Кроме того, заметим, что категорически
запрещается эксплуатировать
транспортное средство
без фильтрующего элемента
, так как это в последствии может привести к дорогостоящему
ремонту двигателя
.
Признаки необходимости замены воздушного фильтра
Периодичность замены устройства во многом зависит от условий его эксплуатации. Срок службы бумажного фильтра может быть существенно сокращен, если:
- часто совершаются загородные поездки, особенно по пыльной дороге;
- в подкапотной зоне отсутствует защита поддона;
- имеется сильный износ поршневой и газораспределительной системы автомобиля;
- автомобиль эксплуатируется в приморской зоне с повышенной влажностью;
- машина находится в условиях мегаполиса с сильным загрязнением выхлопными газами, другими химически активными веществами;
- форс-мажорные обстоятельства, например, подтопление.
Наиболее значимым фактором уменьшения срока эксплуатации является плохо отрегулированное газовое оборудование (особенно первых поколений) автомобиля.
В этом случае фильтр может прийти в негодность в течение пары недель. Поэтому, если вы обнаружили, что ваш фильтр износился очень быстро и в автомобиле установлено газовое оборудование, следует немедленно обратиться к специалистам для его регулирования.
Признаками возможного износа и загрязнения являются:
- уменьшение холостых оборотов двигателя;
- уменьшение приемистости автомобиля;
- проблемы с запуском двигателя;
- «захлебывание» двигателя при резком нажатии педали акселератора;
- троение двигателя, появление пропусков зажигания в цилиндрах.
Косвенно проверить (не снимая кожух фильтра) наличие проблем можно искусственно, прикрыв воздухозаборник двигателя, можно даже ладонью.
Если при этом характер работы двигателя сильно не изменился, значит, есть проблемы с поступлением воздуха, возможно, по причине загрязненности фильтра.
Компьютерная диагностика может показать загрязненность устройства сообщением об ошибке датчика массового расхода топлива (расходомера). Также, но с меньшей вероятностью, может быть сообщение об ошибках системы рециркуляции выхлопных газов (EGR).
Самый точный контроль работоспособности воздушного фильтра можно произвести, только сняв его с автомобиля. При этом необходимо:
- Произвести внешний осмотр на предмет загрязненности, изменения цвета бумажного материала. Заметное изменение цвета ставит вопрос о скорой замене.
- Определить наличие масляных пятен на рабочей поверхности, свидетельствующих об износе двигателя. Если есть заметное замасливание, фильтр надо менять.
- Визуально исследовать отсутствие возможных зон прорыва или разрушения бумажной структуры (особенно для автомобилей с газовым оборудованием). Наличие малейшего нарушения целостности – причина незамедлительной замены.
- Постучать каким-нибудь небольшим предметом по каркасу фильтра. Если при этом будет интенсивное отделение пыли, его следует заменить.
Периодичность замены воздушного фильтра
В источниках приведены различные сведения, через сколько менять воздушный фильтр.
Считается, что замену необходимо производить через 10-12 тысяч километров пробега.
Если автомобиль эксплуатируется в сельской местности, этот пробег следует уменьшить до 7–8 тысяч, особенно в летний период. Наличие других неблагоприятных факторов уменьшает ресурс еще приблизительно на 10-20%.
В итоге рабочий пробег до замены может уменьшиться до 5 тысяч километров.
Рекомендуется производить замену воздушного фильтра по окончании летнего и зимнего сезонов эксплуатации автотранспортного средства. Это связано с различным сезонным характером загрязнений, которые при совместном воздействии могут привести к усиленному износу.
Как часто менять воздушный фильтр двигателя, если годовой пробег автомобиля незначителен, менее 5000 километров? В этом случае рационально производить замену по окончании летнего сезона, так как в этот период происходит наибольшее пылевое загрязнение.
Периодичность замены
Оптимальной частотой замены считается каждые 10 тыс км пробега. Это соответствует истине лишь частично. Все зависит от условий эксплуатации автомобиля и окружающей среды. Признаки необходимости замены могут проявиться и раньше. В этом случае необходимо провести замену детали как можно скорее.
Признаки необходимости замены воздушного фильтра:
- снижение мощности двигателя;
- увеличение расхода топлива;
- увеличение выброса углекислого газа.
Также периодически необходимо совершать визуальную проверку фильтрующего элемента. Сильная загрязненность или повреждение фильтра являются веской причиной замены.
В некоторых случаях, при загрязнении фильтра, есть возможность его промывки и повторной установки. Возможность этого определяется типом фильтра.
Последовательность замены воздушного фильтра
В большинстве автомобилей замена фильтра не вызывает проблем. Перед тем как поменять воздушный фильтр, необходимо исследовать старый фильтр на предмет характера загрязнений.
Если они имеют неярко выраженный характер, срок эксплуатации соответствует техническим требованиям, то старый фильтр можно утилизировать.
Если на прежнем устройстве имеются маслянистые пятна, нарушения целостности, сильные изменения цвета, необходимо установить их причины, возможно, произвести ремонт систем автомобиля, только после этого приступить к замене.
Как заменить воздушный фильтр при проведении регламентных работ? Последовательность действий:
- Выключить зажигание.
- Демонтировать крышку кожуха воздушного фильтра. В современных автомобилях она может быть зафиксирована с помощью скоб либо винтами, винтами-саморезами, гайками.
- Извлечь старый воздушный фильтр, исследовать характер загрязнений, засорений, масляных пятен, повреждений (если присутствуют).
- Очистить место установки фильтра, включая прилегающие зоны воздуховодов и заборника. Для этого можно использовать смоченную в неагрессивном растворителе чистую ветошь. После этого необходимо подождать, пока зона установки фильтра просушится.
- Проверить соответствие посадочных зон фильтра, особенно резиновых или поролоновых уплотнителей.
- Произвести установку в необходимом направлении и расположении. В некоторых случаях на конструкции могут находиться метки или стрелки для произведения точного монтажа.
- Одеть и закрепить крышку кожуха. Проверить на отсутствие нештатных подсосов воздуха.
- Включить зажигание, произвести пробный запуск двигателя. Убедиться, что не произошло существенное изменение холостых оборотов двигателя. В противном случае необходимо вновь демонтировать крышку и проверить правильность монтажа, отсутствие подсоса воздуха.