Популярный смазочный материал
Одной из самых популярных смазывающих жидкостей для трансмиссии является всесезонное масло 75W90. Оно используется большинством автомобилистов, поскольку отличается высоким уровнем защиты деталей, увеличенным температурным диапазоном, а также уникальными свойствами текучести. Замена смазок для МКПП и ведущего моста происходит гораздо реже, чем в случае с мотором, тем важнее подобрать хороший долговечный вариант.
Что такое «75W90»?
Знакомство с трансмиссионными маслами нужно всегда начинать с определения вязкости. Расшифровка SAE 75W90 достаточно проста. В названии три части, каждая из которых позволяет узнать об определенных свойствах жидкости. Начинается оно с аббревиатуры SAE, которая в переводе с английского значит: «Сообщество автомобильных инженеров». Данная организация впервые ввела классификацию моторных и трансмиссионных масел по классу вязкости, которая используется и по сей день.
Идет после SAE код 75W. Он показывает, что при использовании данной жидкости зимой проблем с эксплуатацией быть не должно за исключением очень сильных морозов. Точно указать на минимальный температурный порог нельзя, поскольку производители часто отклоняются от показателей Сообщества.
В итоге среднее значение данного параметра, при котором и ведущий мост, и коробка передач работают исправно, а смесь не застывает, составляет порядка -40 градусов.
Последняя часть – число 90 на конце кода. Оно дает понять, при какой жаре возможно использование трансмиссионных масел 75W90 без потерь вязкости, густоты и текучести. Существует серьезный разброс в данном показателе у смазок различных производителей, поэтому говорить о точных числах не приходится.
Тем не менее в среднем все они рассчитаны на работу при температуре не выше 35 градусов.
Таким образом, масла SAE 75W90 предназначены для смазывания ведущих мостов и коробки передач при погодных условиях, которые колеблются в диапазоне от -40 до 35 градусов. Использовать их можно в зонах практически с любым климатом (за исключением территорий с экстремально высокими или низкими температурными показателями).
Классификация по API
Разделение трансмиссионных масел согласно классификации, разработанной американским институтом нефти (API), более обширное и охватывает сразу несколько параметров. В принципе именно класс по API определяет характер поведения масла в той или иной паре трения и в целом его защитные свойства.
Согласно классификации по API все трансмиссионные масла разделены на 6 основных классов (от GL-1 до GL-6). Однако первые два класса сегодня считаются безнадёжно устаревшими. И масел GL-1 и GL-2 по API вы не найдёте в продаже.
Кратко рассмотрим действующие 4 класса.
- GL-3. Смазки, работающие в условиях невысоких и средних нагрузок. Создаются преимущественно на минеральной основе. Имеют в своём составе до 2,7% противозадирных присадок. Подходят для большинства типов ненагруженных передач, кроме гипоидных.
- GL-4. Более совершенные масла, обогащённые противозадирными присадками (до 4%). При этом сами присадки обладают повышенной эффективностью. Подходят для всех типов зубчатых передач, работающих в средних и тяжёлых условиях. Используются в синхронизированных и несинхронизированных коробках передач грузового и легкового транспорта, раздаточных коробках, ведущих мостах и других узлах трансмиссии. Подходят для средненагруженных гипоидных передач.
- GL-5. Масла, созданные на высокоочищенной базе с добавлением до 6,5% эффективных присадок. Увеличен срок службы и защитные свойства, то есть масло способно переносить более высокие контактные нагрузки. Сфера применения аналогична маслам GL-4, но с одной оговоркой: для синхронизированных коробок должно быть подтверждение автопроизводителя на допуск к использованию.
- GL-6. Для узлов трансмиссии с гипоидными передачами, в которых есть значительное смещение осей (нагрузка на пятна контакта повышена за счёт увеличения относительного проскальзывания зубьев под высоким давлением).
В отдельную категорию выделены масла API MT-1. Эти смазки предназначены для экстремальных нагрузок в условиях систематических перегревов. По составу присадок ближе всего к GL-5.
Особенности масла
Характеристики смазывающей жидкости зависят не только от класса вязкости, но и от ее состава. Касательно последнего стоит отметить, что наиболее популярным и качественным вариантом является синтетическое трансмиссионное масло. Оно способно обеспечить максимально высокую защиту от износа деталей МКПП и ведущего моста, создавая масляную пленку на их поверхностях, заполняя неровности и обволакивая неповрежденные участки.
Другой задачей данной смазки является повышение качества работы коробки передач. Это касается в первую очередь плавности.
Благодаря своей вязкости оно легко и равномерно распределяется по деталям, компенсируя трение и заменяя его на скольжение. За счет этого МКПП работает бесшумно и эффективно.
Кроме того, это позволяет повысить теплообмен между маслом и обрабатываемыми комплектующими: последние при перегреве отдают часть своей энергии более холодной жидкости.
Что же касается полусинтетических смесей, то их не рекомендуется использовать часто. Дело в том, что минеральные компоненты могут способствовать заеданию коробки передач. Более того, жидкости данного типа имеют меньшую устойчивость к морозам, в то время как синтетика отлично реагирует и на сами холода, и на резкие перепады.
Маркировка SAE
Как расшифровать маркировку трансмиссионного масла по SAE? Cмазки трансмиссии подпадают под действие спецификации САЕ наравне с моторными жидкостями.
Для редукторных смазок актуальны показатели 80W90, 75W80 и прочие. Определение температурных показателей происходит аналогично автомобильным лубрикантам.
Тесты масел
На рынке расходных материалов можно встретить большое количество самых разных масел.
Конечно, наугад брать и пробовать тот или иной вариант не хочется, потому что в случае ошибки придется остаться на долгое время без транспортного средства, к тому же получив серьезные денежные затраты.
Поэтому лучшее решение – посмотреть результаты независимых тестирований автомобильных экспертов. Таких исследований существует довольно много, но в целом они дают примерно одинаковые результаты: меняются только образцы проверки.
Главной задачей, как правило, является изучение вязкости при крайне низких температурах, ведь -40 градусов – это лишь приблизительное среднее значение. Тем временем от данного показателя зависит не только работа трансмиссии, но и расход топлива. Существуют масла разных ценовых категорий. Как правило, стоимость составляет от 400 до 1300 рублей за литр.
Исследуемые образцы помещаются в условия пониженной температуры. Самым точным тестом трансмиссионных масел 75W90 будет проведенный в естественных морозах (сибирские и северные регионы), он позволит получить точные сведения о поведении жидкости на практике. Как правило, столбик термометра опускается до 45–50 градусов ниже нуля, так как это позволяет узнать минимальный порог застывания смазки.
Классификации трансмиссионных жидкостей
Трансмиссионные смазочные вещества должны сохранять хорошую текучесть при низких температурах. Загустевшее в холодных атмосферных условиях масло препятствует нормальному старту в работе механизмов. Слишком вязкое масло не обеспечит свободное вращение шестерен.
С другой стороны, трансмиссионные жидкости должны сохранять надежную вязкость при высоких рабочих температурах. В местах сцепления зубьев температура может достигать 200°C, а иногда – и выше.
Для обеспечения нормальной работоспособности агрегатов трансмиссионные смазки должны выполнять такие функции:
- снижать механические потери при трении в местах зубчатых сцеплений;
- образовывать стойкую защитную пленку для предотвращения быстрого износа трущихся поверхностей;
- обеспечивать теплоотвод от зон интенсивного трения деталей;
- вымывать продукты износа, удалять их из мест трения;
- снижать уровень вибраций, ударных нагрузок на шестерни, шумов путем уплотнения зазоров между трущимися поверхностями;
- защищать смазываемые детали от коррозии.
Рабочие свойства трансмиссионных смазок классифицируются по 2 основным параметрам: степени вязкости и эксплуатационным свойствам. Эти показатели становятся определяющими при выборе необходимых расходных материалов. Необходимо учитывать, что при одном классе вязкости бывает разная применимость в зависимости от эксплуатационных свойств. Достаточно универсальными качествами обладает масло трансмиссионное с вязкостью 75W90.
Вязкостные параметры (категории SAE)
Класс вязкости определяет конкретные температурные условия. При них масло должно защищать целостную пленку на трущихся деталях и сохранять заявленную текучесть. Цифры перед буквой W означают температуру масла, при которой обеспечивается его прокачка. Для определения нижней температурной градации необходимо от указанного индекса отнять 35. Например, обозначение вязкости 75W может прочитываться как установление нижнего порога сохранения текучести при –40°C.
Сдвоенный индекс обозначения (наличие второй цифры после литеры W) указывает на всесезонность применения масляного продукта. Трансмиссионные смазочные материалы с индексом 75W90 хороши при верхнем температурном пороге окружающей среды +35°C. Информация о предельных температурах вязкости определяется испытательными методами.
Уровни эксплуатационных свойств (ACEA и API)
При замене трансмиссионного масла SAE 75W90 нужно учитывать показатели по классификации ACEA. В них сформулированы базовые требования, согласованные между европейскими автопроизводителями и изготовителями масел. Эти запросы более жесткие, чем стандарты API.
По классификации ACEA масла подразделяются на 4 класса: A, B, C, E. Внутри каждого класса выделяются 5 категорий. Каждая из них отражает те или иные эксплуатационные свойства.
Производители, продукция которых маркируется показателями ACEA, обязаны проводить все необходимые испытания по соответствию составов высоким стандартам организации.
Конкретный класс API обозначается аббревиатурой GL, сопровождаемой нумерацией от 1 до 6. Современные автомобили требуют продукции с обозначением GL-4 и GL-5. Такие трансмиссионные вещества содержат достаточное количество высокоэффективных противозадирных добавок.
Жидкости каких компаний лучшие?
Испытано было довольно большое количество моделей масел от различных производителей. Если проанализировать ряд исследований, то можно утверждать, что одними из лучших являются жидкости от Castrol и Motul. Они стабильно выдерживают перепады до полусотни градусов мороза. Сохраняют вязкость при стандартном пороге до -40 градусов смазки компаний Shell, Ravenol и Liqui Moly. Популярное масло трансмиссионное ZIC 75W90 начинает застывать несколько раньше, поэтому в условиях климата резко континентального им лучше не пользоваться. Это же касается и жидкостей производителей Eneos и Mitasu.