Из-за чего пенится моторное масло?

Чем опасно вспенивание масла

Это вполне закономерный вопрос, который возникает при обнаружении любых отклонений в работе силового агрегата. Итак, масло выполняет функцию смазки и охлаждения деталей двигателя. При образовании пены нарушается однородность этой жидкости. Как следствие, меняются такие характеристики, как вязкость, теплопроводность и, наконец, смазывающие свойства.

  • Вязкость влияет на прохождение масла по каналам. При загустении возможна их закупорка, при сильном разжижении может быть недостаточно давления в масляной системе.
  • Теплопроводность ухудшается за счет того, что в масле появляются пузырьки воздуха (это и есть пена). В итоге возрастает опасность перегрева, заклинивания, деформации отдельных деталей.
  • Смазывающие свойства тем лучше, чем однороднее жидкость. При плохой смазке возрастает вероятность заклинивания двигателя, уменьшается срок службы трущихся частей.
  • Если дело происходит зимой, тогда пена или эмульсия в масле может замерзнуть, что чревато серьезными неприятностями при запуске двигателя.

Почему пенится масло в двигателе? Несколько популярных причин

Почему вспенивается масло в двигателе?

Искать причину, почему пенится масло в двигателе, надо срочно и немедленно, едва замечено такое явление. Помним, господа, автомобилисты, что масло и топливо – основные жизненно важные жидкости в организме вашей машины. Любые их аномалии говорят либо о том, что авто уже больно и требует лечения, либо о том, что созданы предпосылки для его заболевания.

Медицинская терминология в этом случае выглядит забавно, однако описывает ситуацию предельно точно. И если вы не горите желанием вкладываться в дорогостоящие лечебные процедуры, следует вовремя отслеживать состояние главных жидкостей, к которым, безусловно, относят и смазку мотора.

Почему пенится масло в двигателе? Это может происходить по нескольким причинам.

Со всеми ними разберемся по порядку.

  • Разгерметизация
  • Несовместимость масел
  • Вода
  • Чем грозит пена в масле?

Наиболее часто встречающаяся причина – нарушение герметичности охлаждающей системы. В результате она начинает сообщаться со смазочной системой, а масло, соответственно, смешиваться с тосолом или антифризом. Самая частая поломка – деформация или разрыв прокладки, которой изолируется головка блока цилиндров (см. список симптомов пробитой прокладки ГБЦ).

Основная ее цель – герметизация охладительной системы, но существует и дополнительная: она является уплотнителем между блоком и головкой. Если прокладка прохудилась, тосол сочится через нее в камеру сгорания, откуда со временем попадает и в картер. Более тяжелым случаем является образование трещин и зазоров в корпусных деталях.

Причиной их появления может быть что угодно: старение металла, сильный перегрев (на грани критического), существенный удар. В любом случае вам – на СТО. И не стоит рассчитывать на полумеры: опытные автомобилисты с уверенностью заявляют, что сварные работы лишь продлевают агонию – очень скоро трещина появится снова, причем зачастую не одна. Здесь поможет только замена всей корпусной детали.

Дополнительным симптомом

проблем с герметичностью системы охлаждения может служить белый дым валящий из выхлопной трубы. Если к ней приложить бумажку, после высыхания на ней не остается пятен от масла и топлива.

{banner_content}

Более редкой эту причину можно считать только потому, что большинство хозяев все же следят за тем, что льют в подвластные им моторы. И уж точно большинство народа избегает смешивать синтетику с минералкой.

Однако в каком-нибудь аховом случае, если запаса правильного масла с собой в дороге не оказалось и пришлось воспользоваться пожертвованием случайного попутчика, такая ситуация возможна. Главное, добравшись до конечного пункта своего движения полностью заменить испорченное масло. Менее суровыми будут последствия смешения приблизительно одинаковых масел.

У разных производителей присадки свои, и они могут не состыковываться друг с другом. Если уж случился форс-мажор, замена масла должна быть обязательной.

Вода

Наиболее безобидная и легко устранимая причина вспенивания масла – конденсат, попавший в него. Вода с маслом не способны смешиваться; они образуют при соединении эмульсию, которая и принимается водителем за пену. Главным утешением может стать то, что такая неприятность не случилась из-за поломок в движке и не объясняется отвратным качеством масла. Чаще всего такое бывает в межсезонье и зимой, когда народ избегает ездить на далекие расстояния, а многие и вовсе редко пользуются автомобилем.

Подробней это описано в статье «Причины появления эмульсии в масле двигателя».

Чтобы избежать неприятностей, достаточно перед выездом хорошо прогреть мотор

. Тогда конденсат испарится полностью и не стечет в ненужные полости.

Немного о системах смазки и охлаждения двигателя внутреннего сгорания

Как всегда, для решения возникающих проблем, необходимо вспомнить матчасть. В данном случае уместным будет разобраться в том, где именно в двигателе находится масло, какие еще жидкости циркулируют внутри ДВС и что может вызвать вспенивание смазочного материала.

Итак, в неработающем двигателе почти все масло находится в картере. Во время работы оно под действием маслонасоса циркулирует по каналам, смазывает распределительный и коленчатый вал. Первый расположен в головке двигателя, а второй – в блоке цилиндров. Как известно, оба этих узла отдельны друг от друга. Между и ГБЦ установлена прокладка. Это важный момент, к которому придется обратиться несколько позже.

Охлаждающая жидкость (вода или антифриз/тосол) заливается в расширительный бачок или радиатор. По патрубкам ОЖ поступает в специальные каналы в блоке двигателя – так называемая рубашку охлаждения. Во всех указанных местах охлаждающая жидкость находится постоянно, даже при выключенном моторе. Циркуляция осуществляется за счет водяного насоса (помпы).

Причины вспенивания масла

Особенности строения и работы систем смазки и охлаждения напрямую связаны с наиболее вероятными причинами того, почему пенится масло в двигателе.

  • Попадание охлаждающей жидкости в масло. Эту причину было логично поставить на первом месте после всего, что было написано выше. К тому же, она самая неприятная, так как является следствием более серьезных проблем.

Наиболее незначительная из них – пробой прокладки между головкой двигателя и блоком цилиндров. Чтобы устранить проблему придется снять головку и заменить прокладку. В более серьезных случаях антифриз может просачиваться сквозь трещины в блоке цилиндров или ГБЦ. Тут уже, возможно, придется менять весь корпус, так как качественно заварить трещину в чугуне или алюминии можно, но не всегда. Да и долговечность такого ремонта может оказаться невелика.

Рекомендуем также прочитать статью о том, почему образуется эмульсия на щупе уровня масла. Из этой статьи вы узнаете о причинах образования пены или эмульсии в масляной системе.

Однако прежде чем разбирать половину двигателя, стоит убедиться, действительно ли масло пенится от попавшей в него охлаждающей жидкости. Во-первых, стоит внимательно проверить саму жидкость: капельки масла в антифризе послужат подтверждением теории.

Во-вторых, при такой проблеме из выхлопной трубы будет идти характерный белый дым. В-третьих, после небольшого прогревания мотора, к трубе прикладывают лист бумаги. После того, как он высохнет, должны остаться пятна от тосола. Если этих симптомов нет, тогда первопричину стоит поискать в другом месте.

  • Несовместимость масла внутри двигателя и смазки, которую недавно долили по уровню. Речь идет о тех случаях, когда смешивают минеральные и синтетические масла. Дело в том, что они производятся разными способами. Их молекулы имеют не только разный состав, но и разные размеры.

При смешивании масел ухудшаются их рабочие качества. В ряде случаев внешне это будет проявляться в выпадении осадка, появлении пены. Выход прост: полная замена масла (возможно, с промывкой мотора перед заменой).

  • Внутри двигателя образуется конденсат и смешивается с маслом. Образование конденсата происходит в холодное время года, когда двигатель плохо прогревается, автомобиль редко используется и т.п.

Вода, при смешивании с маслом, дает эмульсию. Внешне она будет выглядеть как пена или белый налет. Появляется он на конце щупа и под заливной крышкой. Бывает, что это происходит от неправильно подобранного масла. То есть, оно не подходит применительно к температурам, при которых эксплуатируется автомобиль.

Почему пенится моторное масло — причины

Как известно автолюбители есть разные – с опытом и начинающие. Как раз у вторых возникают различные вопросы и моменты, которые они не могут понять. Одним из таких является вопрос — почему пенится масло в двигателе? Статья в первую очередь предназначена для начинающих автолюбителей, поскольку для опытных данный вопрос стоит не так остро, и они знают, что предпринимать в данном случае. Собственно перейдем ближе к конкретике и разберем причины, из-за которых происходит вспенивание масла.

Появление пены – основные проблемы

Наиболее вероятной причиной того, что масло в двигателе пенится, является нарушения герметичности системы охлаждения двигателя. В результате этого происходит смешивание охлаждающей жидкости с маслом. В чем может конкретно проявляться нарушение герметичности? В данном случае повреждается прокладка между головкой блока цилиндров и самим блоком цилиндров.

Как раз таки она и препятствует проникновению охлаждающей жидкости в двигатель. Но нужно понимать, что эта причина не единственная. В зависимости от нагрузок на двигатель, а они могут быть нередко предельными, соответственно перегрева, а также старения определенных деталей силового агрегата, они попросту со временем трескаются. В результате масло и охлаждающая жидкость контактируют, и при нагреве образуется пена.

Исправить данную проблему можно заменой износившейся детали.

Если вы подозреваете, что тосол попал в масло, то это можно определить по цвету выхлопа из выхлопной трубы вашего авто. О том, что охлаждающая жидкость все же попала в масло (с большой долей вероятности) говорит белый и густой выхлоп. Можно провести еще один эксперимент. Для этого потребуется прогреть двигатель в течение 10-15 мин и закрыть выхлопную трубу бумажным листом и дождаться пока он намокнет. После того, как лист высохнет и на нем не будет явных пятен, то это будет свидетельствовать о смешивании масла с тосолом.

Но пениться масло может не только из-за попадания в него тосола. Причина может скрываться и в несовместимости смазывающих составов. Например, если вы смешали синтетику и минералку. Кстати моторным маслам посвящена отдельная статья. В чем отличия между этими маслами говорить не будем, чтобы не повторяться. В обозначенной статье об этом сможете узнать.

А что получается, если смешать минеральное масло и синтетику в нескольких словах? В результате смешивания этих масел плотность составов получается неравномерной, что приводит к сильному пенообразованию, также возможно появление осадка.

Далее рассмотрим еще одну причину, которая приводит к появлению пены – конденсат. Почему появляется пена? Поскольку масло и влажный воздух не могут раствориться – это как раз и становится причиной появления пены. Соответственно чем больше влаги попадает внутрь, тем больше образуется пены в масле.

Можно услышать такое мнение, что появление пены возможно из-за нестабильной работы двигателя или же из-за применения масла низкого качества. Но на самом деле это не так. Рассматриваемая проблема может появиться и на заведомо исправном моторе и с использованием масла хорошего качества.

Все дело в определенных условиях, которые приводят к образованию пены.

О конденсате можно сказать следующее: наиболее часто он появляется в тех двигателях, которые не успевают нормально прогреться, т.е. при езде на малые расстояния. Соответственно при появлении влаги на деталях двигателя она попросту не успевает испариться. Это говорит о том, что в холодное время года двигатель нужно прогревать до рабочей температуры. Только в данном случае можно быть уверенным, что влага из мотора испарилась.

К чему приводит вспенивание масла

Многие могут не понимать всю серьезность появления пены в масле. На самом деле все серьезнее, чем может показаться на первый взгляд:

  • в первую очередь параметр вязкости масла изменяется;
  • во-вторых, эффективность охлаждения деталей двигателя снижается;
  • отвод тепла ухудшается, пенящееся масло с трудом проходит через узкие каналы в двигателе;
  • поскольку смазывание ухудшается – повышается трение и соответственно быстрее изнашиваются детали и в целом снижается ресурс мотора;
  • если не проводить никаких действий по устранению данной проблемы большое количество пены может привести к тому, что двигатель перегреется, вследствие чего возможен гидравлический удар.

Как можно было понять из описанного выше, появление пены в масле ни к чему хорошему не приводит и требуется в срочном порядке предпринимать меры по устранению причин образования пены. Что можно сказать в заключение данной статьи. Причин появления пены в масле несколько. Теперь вы о них знаете, и разобраться будет гораздо легче. После их выявления главное устранить проблему вовремя и не дожидаться, когда она приведет к более серьезным неприятностям, которые потребуют уже значительных капиталовложений. На этом, пожалуй, и закончим статью посвященную вопросу – почему пенится масло в двигателе.

Proinomarki.ru

Источник: https://proinomarki.ru/pochemu-penitsya-motornoe-maslo-prichin/

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: