Высота автомобиля над дорогой, особенно в условиях постсоветского пространства – важное эксплуатационное качество машины. Поэтому часто для езды за городом автовладельцы делают выбор в пользу более «возрастных» внедорожников, а не новых моделей седанов. Вследствие низкого качества дорожного покрытия, а часто и его отсутствия, это позволит без повреждений проехать там, где не пройдет новая «городская модель». Но клиренс – важное эксплуатационное качество любой машины.
Понятие клиренса
ГОСТ содержит следующее определение клиренса: расстояние между опорной поверхностью (дорогой) и самой нижней точкой центральной части машины. Центральная часть корпуса учитывается потому, что брызговики, амортизаторы и т.п. детали находятся ниже. Говоря проще, клиренс – это просвет между днищем автомобиля и дорогой. Часто его называют «дорожный просвет».
С точки зрения эксплуатации, клиренс будет влиять на:
- Проходимость.
- Маневренность.
- Устойчивость.
- Управляемость.
В качестве примера можно сравнить высоту спортивного автомобиля и внедорожника. Первый лучше управляется и устойчивей на дороге (например, при резком маневре), полноприводный внедорожник с высоким дорожным просветом обладает повышенной проходимостью.
Какой бывает клиренс
Данный параметр делится на следующие группы:
- легковые автомобили- 130-170 мм;
- кроссоверы – 170-210 мм;
- полноценные внедорожники – 210 мм и более.
Так, например, у Лады Гранты клиренс составляет 160 мм, согласно данным производителя. Ведь этот автомобиль предназначен для эксплуатации на российских дорогах, которые имеют множество изъянов, включая ямы и ухабы. Кроме того, даже в городах запас не бывает избыточным. Порой в зимнее время приходится штурмовать сугробы и ездить по нечищеным дорогам.
Как измеряется
Определить размер клиренса несложно, но процедура – весьма грязная. Удобнее делать это со смотровой канавы. Нужно найти самую нижнюю точку днища и обычной рулеткой измерить расстояние до поверхности земли. А где именно находится эта нижняя точка — на каждом автомобиле по-разному. Это может быть, например, топливный бак или картер заднего моста.
Некоторые в качестве точки для замера берут бампер – и потом у них на легковом автомобиле получается результат в 180 мм. Это – в корне неверно.
Кроме того, для максимальной точности клиренс измеряется, именно когда масса автомобиля равняется его снаряжённой. Водителя и пассажиров быть не должно, а вот все технические жидкости должны быть заправлены.
Измерение клиренса
Самый простой способ измерить дорожный просвет – заглянуть в техническую документацию на автомобиль. Однако это не на 100% верный способ. Например, по советским ГОСТам клиренс измерялся при максимальной загрузке машины. Сейчас каждый производитель меряет с такой нагрузкой, сколько ему удобней. Иногда он рассчитывается нагрузке в 90 кг – только водитель. Иногда при наличии одного или двух пассажиров. Поэтому эффективней использовать обычную рулетку. Измеряется клиренс в сантиметрах. Часто в этом случае клиренс измеряется не до гипотетической «нижней точки центральной части», а просто до самой нижней детали. Это может быть бампер, защита двигателя, прикрепленное к днищу запасное колесо и т. д.
Перед тем, как измерить клиренс самостоятельно, надо убедиться, что машина стоит на ровной поверхности. Также надо проверить давление в шинах и убрать лишний груз, который может находится в кузове, багажнике или салоне автомобиля. Для максимально точного результата лучше провести несколько измерений, в разных местах. От поверхности до нижней точки бампера, до выхлопной трубы и т.д. А после этого сравнивать показатели.
ВАЖНО! Точность изменений будет зависеть то того, учтена ли рабочая нагрузка – обычное количество пассажиров в автомобиле и другой груз. Реальный клиренс у автомобиля с водителем и пассажиром, которые едут на работу, будет отличаться от показателей того же автомобиля, который везет пятерых пассажиров при загруженном багажнике. Поэтому в идеале стоит проверить и максимально загруженную машину, чтобы примерно понимать, как поменяется клиренс.
Кроме того, в документации на автомобиль клиренс указывается для базовой комплектации автомобиля, в первую очередь – с базовыми дисками и шинами.
Дорожный просвет автомобилей под передним бампером
Несмотря на то, что по ГОСТу клиренс замеряется от днища машины, на практике это не самая страдающая от соприкосновения с поверхностью дороги (или бездорожья) часть автомобиля. В первую очередь страдает от неровностей дорожного покрытия передний бампер. Это же касается ситуацию с ограждениями дорожного полотна при парковке. Чтобы избежать таких повреждений, часто используются так называемые «юбки». Полосы, крепящиеся на нижнюю часть переднего, а иногда и заднего бампера. Они недороги и легко заменяются в случае повреждения, поэтому широко распространены. Иногда автовладельцы эту «юбку» снимают, чтобы избежать неприятных звуков при задевании дорожной поверхности, но специалисты так поступать не рекомендуют. Чинить бампер гораздо дороже, а выигрыш по высоте составит всего 15-20 мм.
Дорожный просвет автомобилей под поддоном картера
Другая деталь, которая также подвержены высоким рискам столкновения с поверхностью дороги – поддон картера. Часто именно он является самой нижней точкой автомобиля, не считая юбки бампера. Как показывается практика, обычно клиренс в случае с поддоном картера составляет:
- 12-17 см для легковых автомобилей «городского типа».
- 17-21 см для кроссоверов.
- От 20 см для внедорожных автомобилей.
При этом, вышеуказанные цифры не учитывают измененные бамперы, обвесы и другие тюнинговые изменения автомобиля.
Установленная на двигателе защита сократит дорожный просвет, но поможет уберечь важные детали от повреждений. При этом, не стоит возлагать большие надежды на стандартную защиту, устанавливаемую производителями. Как правило, она делается из пластика и защищает только от загрязнения и мелких камней. Специалисты рекомендуют устанавливать более прочную защиту –из металла или углепластика. Это может повысить степень защиты за счет нескольких сантиметров просвета.
ВАЖНО! При установке альтернативной защиты стоит помнить, что если она будет слишком прочной, то при столкновении с серьезным препятствием она может вдавить двигатель в салон.
Как бы там ни было, защитой поддона картера пренебрегать не стоит. Также в защите может нуждаться мост, особенно если дорожный просвет при большой нагрузке слишком маленький.
Свесы автомобиля
Свесами автомобиля (углами свесов переднего и заднего бамперов) называют характеристику, определяющую, препятствие какой высоты машина сможет преодолеть без повреждения бампера («юбки» бампера). Если автомобиля имеет низкий передний свес, велика вероятность повредить бампер о высокий бордюр. Это особенно актуально для городских условий эксплуатации. Также низкий свес может помешать на крутом подъеме, например, при заезде в гараж. Плюс, низкий свес неудобен в зимнее время года, если колея на дороге накатана автомобилями с более высоким клиренсом.
Важен ли клиренс автомобиля при выборе?
Безусловно. Необходимо оценить качество дорожного покрытия в том месте, где Вы собираетесь использовать своё авто. Как видите, выбрать клиренс автомобиля достаточно просто. Основываясь на этом критерии, Вы сможете определить, какой автомобиль верно прослужит Вам в путешествиях по бездорожью или же в ежедневных поездках на работу. И можно не бояться повредить днище вашего нового автомобиля.
Величину дорожного просвета можно измерить линейкой. Общепринятая величина в измерении — это миллиметры. При проведении измерений не забудьте достать из машины всё лишнее и проверить давление в шинах. Делать замеры правильней на нескольких нижних точках: дорожные просветы под осями и под картером двигателя. Не забудьте, что у разных автомобилей данные значения могут меняться.
Дорожный просвет на уровне кромки переднего бампера измеряют в первую очередь, ведь это место наиболее страдает при парковании и вождении в зимний период. Для защиты бампера от механических повреждений устанавливают отключаемый парктроник или же пластиковую «юбку».
Для городских жителей прекрасно подойдут кроссоверы или паркетники, имеющие средний клиренс. Он преодолеет ямы, где застрянет легковушка, но не сможет проехать по бездорожью. Популярность кроссоверов обусловлена нашим суровым климатом и весьма скромным качеством дорог.
Для активного отдыха, частых выездов на природу и загород, Вам потребуется автомобиль с большим клиренсом и внедорожник отлично подойдёт в подобных случаях.
Также для увеличения дорожного просвета можно провести тюнинг подвески своего транспортного средства. Тюнинг подвески называется лифт.
Можно вставить проставки из жёсткой резины между витков пружин. Увеличение дорожного просвета будет минимальным, комфортность езды уменьшится из-за увеличения жёсткости, но снизится раскачивание. На заднюю часть автомобиля могут устанавливаться регулируемые проставки. Их конструкция позволяет получить желаемый размер дорожного просвета. При такой регулировке возможно изменение угла оси поворота передних колес, угла освещения фар и параметра регулятора тормоза. Ещё один способ увеличить дорожный просвет – поставить колёса большего радиуса, но такая замена имеет свои нюансы.
Интересным решением станет покупка автомобиля с пневматической или пневмогидравлической подвеской. Так Вы сможете легко изменять клиренс автомобиля, согласно дорожным условиям. Регулировка интегрирована в общую систему настроек авто. У легковых автомобилей используются в качестве пневматического упругого элемента пневмобаллоны рукавного типа. Кроме того, могут применяться амортизаторы с возможностью регулирования клиренса.
Дорожный просвет от 110 до 180 мм у легкового автомобиля вполне подойдёт для удобного передвижения в городских кварталах.
Безусловно, клиренс важен в вопросе проходимости и устойчивости Вашего транспортного средства, но стоит помнить, что при движении снижается управляемость автомобиля из-за смещённого вверх центра тяжести.
Следовательно, можно значительно повысить манёвренность автомобиля, уменьшив дорожный просвет. Яркий пример тому малый клиренс гоночных авто.
Красивое гоночное авто эффектно смотрится на дороге, оно удобно в управлении. Но дороги в нашей стране совершенно не позволяют Вам комфортно передвигаться на автомобиле с таким маленьким дорожным просветом.
Для России наиболее оптимальным выбором станет автомобиль с клиренсом не меньшим 160 мм. Это позволит Вам комфортно передвигаться, в независимости от погодных условий, сезона и дорожного покрытия.
Стоит упомянуть о необходимости защиты, которая хоть немного уменьшит дорожный просвет, но сэкономит Ваши деньги и нервы, помогая избежать дорогостоящего ремонта.
Не надо забывать о том, что не только величина дорожного просвета влияет на проходимость авто, но и форма бампера, длина колёсной базы и свесов. Все аспекты стоит рассматривать в комплексе.
Клиренс разных классов автомобилей
Если не брать в расчет грузовые грузовики и автобусы, то автомобили по характеристикам дорожного просвета делят на три группы. Легковые, кроссоверы, внедорожники.
К преимуществам низкого клиренса обычно относят большую, по сравнению с высокими авто, управляемость и маневренность. Они лучше держат дорогу, не теряют управление на крутых поворотах. Кроме того, низкая высота позволяет получить большую повышенную обтекаемость, которая снижает расход топлива и повышает динамические характеристики.
ВАЖНО! Автомобили с большим клиренсом рискуют перевернуться, входя в крутой поворот на высокой скорости или резко поворачивая при нештатной ситуации. С другой стороны, главное преимущество высоких авто – проходимость, а не скорость.
Базово клиренсы делятся на три типа:
- Низкий, от 12 до 17 см. Это стандартный дорожный просвет для легковых автомобилей, которые эксплуатируются в городских условиях.
- Средний, от 17 до 21 см клиренсом имеют большинство часть кроссоверов.
- Высокий, от 20 до 35 см клиренс характерен для джипов.
Автомобили повышенной проходимости с высоким клиренсом
Автомобилями повышенной проходимости обычно называют кроссоверы. Они не предназначены для езды по лесам и болтам, как джипы, но клиренс у автомобиля в 20 см (усредненный показатель), позволяет комфортно чувствовать себя в городе. Даже несмотря на традиционные ямы и выбоины на дорогах, большое количество бордюров и т.д. При этом они достаточно низкие, чтобы выглядеть «по-городскому» и хорошо управляться на дороге в любую погоду.
Что такое клиренс
Часто автолюбители интересуются, в чем разница? Клиренс и дорожный просвет автомобиля – это одно и то же, или нет? На самом деле – да, это синонимы. Никаких различий не существует. А обозначают оба этих понятия расстояние от самой нижней точки машины до поверхности, на которую она опирается (почти всегда асфальт или земля).
Если пренебречь другими особенностями машины (настройки управляющей электроники, наличие блокировок и т.д.), а также навыками водителя, то чем больше клиренс, тем лучше проходимость. То есть, современный городской автомобиль, у которого под днищем около 130-140 мм, проедет максимум по хорошо укатанной сухой грунтовке. Тогда как, например, заслуженный «козлик» – УАЗ-3161 с дорожным просветом 30 мм – заберётся намного дальше. Он может бороздить даже серьёзное бездорожье только за счёт клиренса.
Клиренс измеряется от самой нижней точки автомобиля
С другой стороны, с увеличением расстояния «под брюхом» растёт и сопротивление воздуха, а, следовательно – и расход топлива, который сейчас очень важен. Да и на управляемость это влияет не лучшим образом. Поэтому многие автопроизводители сознательно делают клиренс небольшим на автомобилях, предназначенных для стран с хорошими дорогами.
Способы увеличения клиренса автомобиля
В идеале, дорожный просвет стоит учитывать в качестве важной характеристики до приобретения автомобиля, но увеличивать клиренс можно и позже. Есть несколько основных способов.
- Увеличить размер колеса. Теоретически, это может дать несколько сантиметров. Однако, на практике часто резина на автомобиле «с завода» уже максимально низкопрофильная, а диаметр колеса максимален.
- Заменить амортизаторы (точнее, их пружины) на увеличенные или большей жесткости. При этом стоит помнить, что внесение изменений в конструкцию лишает права на гарантийное обслуживание авто. Кроме того, любые изменения влияют на ходовые качества машины, особенно на высокой скорости. На устойчивости это скажется отрицательно.
- Установить пневматическую подвеску. Способ экзотичный, используется крайне редко. В первую очередь, в силу дороговизны.
- Установить межвитковые проставки для увеличения клиренса.