Как проверить тосол и антифриз. Простые способы проверки качества охлаждающей жидкости
Выбрав и купив незамерзающую жидкость для системы охлаждения, каждому автолюбителю хочется, чтобы она действительно обладала заявленными на этикетке свойствами.
Согласно последним исследованиям, доля фальсификата на рынке незамерзающих жидкостей составляет от 40 до 50%. Несмотря на симпатичную пластмассовую тару и аккуратно выполненные наклейки на ней, внутри может находится жидкость, лишь отдаленно напоминающая отечественный тосол или заграничный антифриз. Где гарантия, что внутри канистры не подкрашенная вода, приправленная аккумуляторным электролитом или бодяга с добавлением сахара или соли?
Чем опасна подделка
Что происходит с тосолом (или антифризом), залитым в систему охлаждения, когда его температура снижается до значения (например, -40 0 С) , указанного на упаковке? Происходит его кристаллизация и антифриз теряет свою текучесть, превращаясь в некое подобие желе. При этом он не увеличивается в объеме, следовательно не давит на внутренние стенки радиатора и «рубашки» системы охлаждения.
Совсем иная картина, если вместо незамерзающей жидкости в системе охлаждения находится фальсификат, изготовленный из обыкновенной воды. Достигнув нулевой температуры, вода замерзает, заметно увеличиваясь в объеме, а поскольку система охлаждения является условно герметичной, образовавшийся лед попросту раздавливает и разрывает каналы радиатора, водяной насос и блок цилиндров двигателя.
Даже в случае, если в составе поддельного тосола все же присутствует какая-то часть этиленгликоля и он с понижением температуры не замерзает, а кристаллизуется, вряд ли фальсификаторы утруждали себя добавлением в его состав специальных антикоррозионных присадок, обволакивающих незамерзающую жидкость защитной пленкой.
Следовательно, агрессивная жидкость, которой является смесь воды и спирта, начнет незамедлительно разъедать детали системы охлаждения двигателя. Вряд ли двигатель выдержит хотя бы один сезон эксплуатации в таких условиях.
Проверить наличие защитных присадок в домашних условиях практически невозможно, а вот узнать, справится ли незамерзающая жидкость с холодами, под силу каждому.
Лакмусовая бумага
Смочив лакмусовую бумажку охлаждающей жидкостью, качество которой необходимо определить, а затем сравнив приобретенный ею цвет со специальной цветовой шкалой, не составит труда с достаточной точностью определить ее pH.
Если же такой шкалы нет – не беда, приблизительный кислотно-щелочной баланс тосола можно определить и «на глаз». Окрашивание лакмуса в розовый цвет укажет на то, что в тестируемой жидкости избыток кислоты (рН находится в пределах от 1 до 5), а это – прямое свидетельство фальсификата.
Синий цвет лакмусовой бумаги засвидетельствует ярко выраженную щелочную среду с рН > 10, следовательно такой тосол или антифриз тоже является подделкой, притом отвратительного качества.
Если же лакмус окрасился в зеленый цвет, знайте – перед вами тосол приличного качества с кислотно-щелочным балансом рН в пределах от 7 до 9.
Ареометр
Кроме измерения плотности электролита, современными аэрометрами можно определить температуру замерзания тосола. У таких ареометров рядом со шкалой плотности расположена шкала, проградуированная в градусах.
Набрав при помощи резиновой груши в ареометр тосол или антифриз, необходимо определить линию соприкосновения тестируемой жидкости со стержнем ареометра. Нахождение линии в районе шкалы зеленого цвета будет свидетельствовать о температуре кристаллизации тосола в пределах от -30 до -40 0 С. Если индикатор укажет на красную шкалу, значит охлаждающая жидкость частично утратила свои свойства и начнет кристаллизоваться при температуре от -20 до -30 0 С. Желтой шкале отвечает диапазон температур от -10 до -20 0 С. Если же тестируемая жидкость в ареометре соприкоснется со стержнем ареометра в районе синей шкалы, такой тосол следует немедленно заменить, поскольку он стал полностью непригоден и будет вести себя подобно обычной воде.
Пробное замораживание
Набрав в небольшую пластиковую бутылку 100-150 мл тестируемой жидкости, необходимо перед закручиванием пробки немного сжать бутылку, выпустив из нее воздух – вдруг тосол окажется ненастоящим и после замерзания раздавит пластиковую тару.
Поместив бутылку с жидкостью в морозильную камеру и выждав 1-2 часа, необходимо извлечь опытный образец и изучить его. Температура в морозильной камере достигает порядка -35 0 С, поэтому если исследуемая жидкость не замерзла и не подверглась кристаллизации при такой температуре, она гарантированно выдержит и более лютые морозы, обеспечив надежную и стабильную работу двигателя в зимнее время.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник: zabarankoi.mirtesen.ru
Измерение плотности
Есть разные способы измерения плотности антифриза. Такие приборы, как рефрактометр и ареометр, применяются довольно часто. Однако следует учитывать, что ареометр выдаёт ориентировочные значения. Чтобы повысить точность показаний, нужно выполнять замер при внешней температуре в 20 градусов тепла. Зимой такие условия можно создать только искусственно — в отапливаемом гараже или автомобильной мастерской. Существуют и народные методы.
Плотность тосола измеряется в граммах на кубический сантиметр. Проверить плотность антифриза в домашних условиях недостаточно — следом за этим следует определить критическую температуру и количество этиленгликоля, для чего используют специальную таблицу зависимости этих параметров.
Плотность антифриза в зависимости от температуры:
Плотность антифриза, проценты | Концентрация этиленгликоля, граммы на кубический сантиметр | Температура, градусы Цельсия |
1,112 | 97,8 | -20 |
1,110 | 93,0 | -30 |
1,104 | 85,4 | -40 |
1,098 | 78,4 | -50 |
1,092 | 72,1 | -60 |
1,086 | 65,3 | -65 |
1,083 | 63,1 | -60 |
1,078 | 58,0 | -50 |
1,071 | 52,6 | -40 |
1,063 | 45,6 | -30 |
1,051 | 36,4 | -20 |
1,034 | 26,4 | -10 |
Проверить плотность тосола лучше до наступления зимы. Именно весной охлаждающую жидкость заменяют или доливают, ведь смесь должна выдержать любую возможную отрицательную температуру воздуха.
Использование ареометра
При измерении плотности ареометром нужно выполнить простое правило безопасности — двигатель не должен быть горячим. Это обусловлено двумя причинами:
- Риск получить термический ожог.
- Неточность полученных результатов.
Перед тем как добавить купленный антифриз, его также следует проверить — нельзя исключать вероятности, что этиленгликоль слишком сильно разбавили водой в магазине либо изготовитель нарушил производственную норму. Для этого понадобится ёмкость с охлаждающей жидкостью и ареометр. На устройстве должны быть две шкалы. Одна — для демонстрации плотности, а вторая — температуры замерзания.
Сам процесс прост. Охлаждающую жидкость переливают из канистры в колбу измерительного прибора. При этом она должна быть наполнена достаточно для того, чтобы поплавок плавал в жидкости. При недостатке объёма показания ощутимо исказятся.
Не помешает также встряхнуть ареометр — так из антифриза выйдут пузырьки воздуха, а поплавок не залипнет в колбе.
Это лишь первый этап проверки охлаждающей жидкости. Даже если показания в норме, это не значит, что её можно заливать в радиатор. Антифриз надо проверить на подлинность, ведь производитель часто добавляет в состав тосола серную кислоту, которая очень плохо влияет на охлаждающую систему. Она разъедает стенки головки и других составляющих блока цилиндров. Однако определить наличие серной кислоты несложно. Охлаждающую жидкость надо слить в отдельную ёмкость, после этого добавить немного соды. Если тосол в норме, то какой-либо реакции не произойдёт. Иначе антифриз начнёт шипеть — это явный признак наличия кислоты.
Ареометром можно замерить и плотность смеси, уже находящейся в охладительной системе. Для этого ареометр частично погружают в заливную горловину или расширительный бачок. Процедуру лучше повторить через несколько дней или неделю, автомобиль в этот период следует эксплуатировать. Если показания отличаются от нормы, то плотность изменяют двумя способами:
- Концентрат антифриза добавляют для повышения.
- Дистиллированную воду — понижения.
Важно! Не нужно пытаться проверить качество уже добавленного тосола — нет стоит загрязнять систему содой. При измерениях нужно не забывать, что жидкость не должна быть теплее или холоднее 20 градусов, а для контроля температуры использовать термометр.
Применение рефрактометра
Гораздо легче измерить удельный вес антифриза рефрактометром. Это в несколько раз быстрее, а для замера нужен небольшой объем жидкости. К тому же этот метод никак не зависит от температуры, что тоже удобно.
Процедура включает в себя несколько простых шагов:
- Забор тестируемой жидкости пипеткой.
- Размещение капли тосола на призме рефрактометра.
- Наводка резкости окуляром устройства.
- Счёт показаний по разделительной линии.
Для получения точных результатов нужен настроенный рефрактометр. Для его калибровки используется дистиллированная вода — правильно работающее устройство отобразит нулевую плотность. Неточности регулируются винтом, который находится под защитным колпачком. Для этого пригодится комплект из лопаточки, пипетки и отвёртки, который обычно продаётся в наборе с прибором.
Несмотря на точность измерений, у рефрактометра есть недостаток — высокая цена. Она изменяется от пяти до шести тысяч рублей, при этом ареометр обычно не стоит дороже 400−500 рублей.
Народные методы
Этот способ удобен для владельцев холодильников с функцией регулирования температуры — лучше, чтобы в морозильной камере было минус 24 градуса мороза. Сначала нужно налить в пластиковую тару 50−100 граммов антифриза, плотно закупорить бутылочку и оставить её примерно на час. Это все, что нужно для проверки плотности тосола народным методом. Если антифриз выдержал температуру холодильника, значит, он не кристаллизуется и в радиаторе.
Важно! Нужно понимать, что этот метод — самый приблизительный из всех. Пользоваться им следует только в крайнем случае.
Источник: zapchasti.expert
Romanuss1 › Блог › Плотность антифриза. Как проверить и какая должна быть? Пару слов про ТОСОЛ
Не многие знают, но антифриз (да и ТОСОЛ) можно проверять на плотность. «Для чего» — спросите вы? ДА все просто – она должна быть на нормальном уровне, достаточно высоком, чтобы позволить охлаждающей жидкости работать с низкими, а иногда критически низкими температурами. Ведь когда вы покупаете антифриз, вы же не знаете его состав, а что если это просто вода, которая подкрашена обычным красителем! Как проверить то? Давайте разбираться
Как я уже написал сверху, антифриз также имеет свою плотность, она характеризует именно подходящую жидкость для вашего авто, она не замерзнет, да и скорее всего не закипит (про это чуть ниже), многие из нас с вами не проверяют этот параметр, а зря! Ведь некачественная жидкость может быть причиной разрушения радиатора, да и в сложных случаях блока двигателя – их просто разорвет.
Как формируется плотность? Действительно вы можете – «а чем вызвана плотность в охлаждающей жидкости, как она там формируется»?
Ребята это очень просто – плотность указывает на наличие в составе либо кислоты, либо спирта, иногда соли или даже сахара. То есть если сказать грубо, она показывает сколько массовых долей того или иного вещества находится в дистиллированной воде.
Хотя состав антифриза не всегда просто вода и спирт, обычно он:
Дистиллированная вода Специальные спирты, обычно это пропиленгликоль или этиленгликоль Присадки Красители Отдушки и ПАВ
Проверка плотности антифриза народным способом
Во многих современных холодильниках температура в морозильной камере регулируется, можно выставить ее минимальное значение -24ºC. Приблизительно проверить плотность тосола здесь можно следующим образом:
- небольшое количество ОЖ (50-100 граммов) наливаем в пластиковую бутылочку и плотно ее закупориваем;
- размещаем емкость в морозильной камере на один час.
Если антифриз не кристаллизовался, значит, он сможет выдержать эту температуру и в радиаторе при таком морозе не замерзнет.
Источник: avtobrands.ru
Как проверить тосол и антифриз. Простые способы проверки качества охлаждающей жидкости
Выбрав и купив незамерзающую жидкость для системы охлаждения, каждому автолюбителю хочется, чтобы она действительно обладала заявленными на этикетке свойствами.
Согласно последним исследованиям, доля фальсификата на рынке незамерзающих жидкостей составляет от 40 до 50%. Несмотря на симпатичную пластмассовую тару и аккуратно выполненные наклейки на ней, внутри может находится жидкость, лишь отдаленно напоминающая отечественный тосол или заграничный антифриз.
Где гарантия, что внутри канистры не подкрашенная вода, приправленная аккумуляторным электролитом или бодяга с добавлением сахара или соли?
Чем опасна подделка
Что происходит с тосолом (или антифризом), залитым в систему охлаждения, когда его температура снижается до значения (например, -40 0 С) , указанного на упаковке? Происходит его кристаллизация и антифриз теряет свою текучесть, превращаясь в некое подобие желе.
При этом он не увеличивается в объеме, следовательно не давит на внутренние стенки радиатора и «рубашки» системы охлаждения.
Совсем иная картина, если вместо незамерзающей жидкости в системе охлаждения находится фальсификат, изготовленный из обыкновенной воды. Достигнув нулевой температуры, вода замерзает, заметно увеличиваясь в объеме, а поскольку система охлаждения является условно герметичной, образовавшийся лед попросту раздавливает и разрывает каналы радиатора, водяной насос и блок цилиндров двигателя.
Даже в случае, если в составе поддельного тосола все же присутствует какая-то часть этиленгликоля и он с понижением температуры не замерзает, а кристаллизуется, вряд ли фальсификаторы утруждали себя добавлением в его состав специальных антикоррозионных присадок, обволакивающих незамерзающую жидкость защитной пленкой.
Следовательно, агрессивная жидкость, которой является смесь воды и спирта, начнет незамедлительно разъедать детали системы охлаждения двигателя. Вряд ли двигатель выдержит хотя бы один сезон эксплуатации в таких условиях.
Проверить наличие защитных присадок в домашних условиях практически невозможно, а вот узнать, справится ли незамерзающая жидкость с холодами, под силу каждому.
Лакмусовая бумага
Смочив лакмусовую бумажку охлаждающей жидкостью, качество которой необходимо определить, а затем сравнив приобретенный ею цвет со специальной цветовой шкалой, не составит труда с достаточной точностью определить ее pH.
Если же такой шкалы нет – не беда, приблизительный кислотно-щелочной баланс тосола можно определить и «на глаз». Окрашивание лакмуса в розовый цвет укажет на то, что в тестируемой жидкости избыток кислоты (рН находится в пределах от 1 до 5), а это – прямое свидетельство фальсификата.
Синий цвет лакмусовой бумаги засвидетельствует ярко выраженную щелочную среду с рН > 10, следовательно такой тосол или антифриз тоже является подделкой, притом отвратительного качества.
Если же лакмус окрасился в зеленый цвет, знайте – перед вами тосол приличного качества с кислотно-щелочным балансом рН в пределах от 7 до 9.
Ареометр
Кроме измерения плотности электролита, современными аэрометрами можно определить температуру замерзания тосола. У таких ареометров рядом со шкалой плотности расположена шкала, проградуированная в градусах.
Набрав при помощи резиновой груши в ареометр тосол или антифриз, необходимо определить линию соприкосновения тестируемой жидкости со стержнем ареометра. Нахождение линии в районе шкалы зеленого цвета будет свидетельствовать о температуре кристаллизации тосола в пределах от -30 до -40 0 С.
Если индикатор укажет на красную шкалу, значит охлаждающая жидкость частично утратила свои свойства и начнет кристаллизоваться при температуре от -20 до -30 0 С. Желтой шкале отвечает диапазон температур от -10 до -20 0 С.
Если же тестируемая жидкость в ареометре соприкоснется со стержнем ареометра в районе синей шкалы, такой тосол следует немедленно заменить, поскольку он стал полностью непригоден и будет вести себя подобно обычной воде.
Пробное замораживание
Набрав в небольшую пластиковую бутылку 100-150 мл тестируемой жидкости, необходимо перед закручиванием пробки немного сжать бутылку, выпустив из нее воздух – вдруг тосол окажется ненастоящим. Далее
Как правильно проверить тосол
Тосол – это вид антифриза, жидкость, которая используется для охлаждения двигателя автомобиля. Применяется из-за того, что обладает высокой устойчивостью перед низкими температурами, что очень сильно выручает в зимний период вождения. Пригодность тосола зависит от его плотности. Проблема заключается в том, что со временем тосол теряет свою морозоустойчивость из-за понижения своей плотности. Как определить когда тосол нужно заменить? Способов много. Среди них: лакмусовые бумажки, “продвинутый” сосед, СТО. Но я бы хотел поделиться наиболее, на мой взгляд, экономным и не менее точным способом определения плотности тосола.
Что вам понадобится: Ареометр Автомобиль Тосол в радиаторе
Для определения плотности тосола нам понадобится автомобильный ареометр – прибор для определения плотности жидкости. Дело в том, что ранее выпускались ареометры только со шкалой для определения плотности электролита. Так вот, в данное время уже широко распространены в автомагазинах ареометры с двумя шкалами – добавлена шкала для определения температуры замерзания тосола в °С. Вот её, то мы и будем использовать.
Открываем капот своего авто. Откручиваем крышку радиатора. Выпускаем воздух из ареометра, надавив на баллон – резиновую часть прибора. И вставляем его в радиатор. Отпускаем грушу. Стенки колбы прибора должны будут заполниться жидкостью. Шкала определения температуры замерзания тосола в °С сразу всё прояснит. Линия соприкосновения жидкости со стержнем ареометра соответствует значению температуры замерзания тосола в °С. Если тосол пригоден к использованию – шкала будет зелёной (40 – 30)°С , если тосол частично потерял свою морозоустойчивость – красной (30 – 20 )°С , сильно – жёлтой (20- 10)°С , если он стал непригоден к дальнейшему использованию – синей (10 – °С. В зависимости от показания ареометра делаем вывод – приобретать новую охлаждающую жидкость для Вашего коня или продолжать пользоваться старой.
Надавив на грушу ареометра, выплескиваем тосол обратно в радиатор. Завертываем радиаторную крышку и закрываем капот. Ареометр после использования необходимо промыть проточной водой, просушить и упаковать в пластиковый контейнер или же положить в недоступное для детей место.
Тосол или антифриз?
Такое разделение охлаждающих жидкостей на тосолы и антифризы существует только в России. О происхождении и истории возникновения тосола уже неоднократно описывалось в различных средствах массовой информации. Однако не стоит пренебрежительно относится к охлаждающей жидкости. Так, по данным компании Arteco, до 22% всех поломок прямо, а 40% прямо или косвенно связаны с системой охлаждения двигателя. Поэтому должное внимание охлаждению и правильный выбор охлаждающей жидкости может помочь сохранить деньги и время. Тосол или антифриз – что лучше? Такой вопрос мало того что поставлен некорректно, так и однозначного ответа не подразумевает. Это тоже самое, что спросить: «кто больше: бегемот и гиппопотам?». Как его не назови, меньше он от этого не станет. Вот и с тосолом и антифризом также. Потому что это – одно и тоже. Да, разных производителей бывает, разных концентраций, цветов, по качеству разный – но понятие тосол и антифриз подразумевают под собой абсолютно одно и тоже – незамерзающую охлаждающую жидкость. Довольно распространенное мнение, что антифриз – это качественная импортная охлаждающая жидкость, а тосол – это отечественная жидкость, уступающая по качеству импортной. Мнение это в корне не верное, так как антифризом называют свой товар многие отечественные производители и это вполне обоснованно, причём есть среди них и те, что на руку не чисты. Вот вам и качественный импортный товар. И ничего не предъявишь: хотели антифриз, получили антифриз, а то, что в голове недопонимание « к делу не пришьёшь». Также и с тосолом дела обстоят: предложения на рынке очень разные. Вы можете приобрести, как и откровенную халтуру под видом тосола, так и высококачественный товар.
Если Вашему автомобилю требуется хорошая профилактика или поизносился двигатель тогда обратите внимание в сторону присадок и технологии ХАДО. Оценив плюсы и минусы использования присадок и других компонентов ХАДО Вы можете решить о целесообразности их применения для себя.
И еще несколько советов по выбору тосола (антифриза) при покупке
Сегодня рынок тосола представляет собой достаточно пеструю картину. Подделки, ничего не имеющие общего с настоящим тосолом буквально наводнили прилавки магазинов и рынков. Как же отличить настоящий тосол от подделки.
Самая простая подделка – вода, окрашенная в синий цвет и работающая до первого мороза со всеми вытекающими последствиями (разрыв радиатора, трещина в блоке, образование накипи, коррозия деталей).
Для того чтобы в достаточной мере обезопасить себя от подделки, мы хотим дать Вам несколько рекомендаций при выборе тосола.
1. Покупайте тосол известных производителей. Однако… Именно такие тосолы и любят подделывать, и очень часто подделки трудно отличить по оформлению канистр. За такую покупку часто приходится расплачиваться дорогостоящим ремонтом двигателя (бывает и такое: поддельный тосол лучше фирменного (. ), но это редкость). Именитые производители любят употреблять для обозначения своей продукции выражение “заводской тосол”. Такое словосочетание здесь не совсем уместно. Дело в том, что производство действительно качественного тосола можно организовать хоть в гараже. На первый план выступает не аппаратурное оформление процесса, а в первую очередь неукоснительное следование рецептуре и технологии. На крупных предприятиях, имеющих огромные штаты управленцев и обслуживающего персонала, рано или поздно просто обязана созреть мысль об экономии сырья (которое ох как недешево!) и, соответственно, некоторым снижением качества продукции. В то же время небольшие и средние фирмы могут работать более добросовестно, не тратясь на содержание управленческого аппарата.
2. Покупайте тосол только в крупных магазинах и помните, что десятилитровая канистра тосола не может стоить менее 150 – 160 рублей.
3. Можно проверить качество тосола, не отходя от прилавка, проверив его плотность ареометром. У настоящего тосола плотность 1,073 – 1,079 г/см3. Вот только хочется отметить, что плотность сама по себе еще ни о чем не говорит. Дело в том, что “народные умельцы” для производства “бодяги” могут применить диэтиленгликоль, триэтиленгликоль или пропиленгликоль, которые много дешевле этиленгликоля. В этом случае ареометр покажет Вам самую изумительную плотность, и жидкость, попав в нутро Вашего автомобиля, начнет свою разрушительную работу. Известен случай, когда “дельцы” добивались нужной плотности, насыпая в воду поваренной соли. Что получал двигатель после такого охлаждения, догадаться нетрудно.
Как проверить качество антифриза по плотности
Охлаждающая жидкость, которую также принято называть антифризом, должна работать в широком диапазоне температур. Важно, чтобы антифриз зимой сохранял свои свойства и на нем не образовывался ледяной налет, а сам он не превращался в лед. Летом же, даже при самых высоких температурах, антифриз не должен закипеть, иначе двигатель перегреется.
К сожалению, даже в крупных автомобильных магазинах может попасться антифриз, качество которого значительно ниже желаемого. Еще чаще водитель может столкнуться с такой проблемой, если он приобретает охлаждающую жидкость на рынке, заправке или просто «с рук». Если качество антифриза вызывает сомнения, нужно проверить его плотность. В рамках данной статьи мы рассмотрим, как это сделать, и какую плотность охлаждающей жидкости можно считать нормальной.
Охлаждающая жидкость
Антифриз — важная составляющая радиатора. У тосола есть две главные функции:
ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»
- Защита запущенного двигателя от перегрева.
- Предотвращение замерзания охлаждающей жидкости зимой.
В промышленности существуют стандарты выпуска антифриза. Выделяются такие классы:
Первые две группы — самые выносливые, ведь входящим в них веществам свойственна высокая концентрация. Это позволяет жидкости сохранять свои свойства даже при отрицательной температуре в 80 градусов Цельсия.
Более скромные показатели у типа G11 — он выдерживает до 40 градусов холода. Ему также свойственен зелёный или синий окрас.
Тосол также выполняет функции антифриза, однако предназначается для отечественных автомобилей. Он также делится на классы. Производят три основных вида:
Числовое значение демонстрирует критическую отрицательную температуру, при которой тосол сохраняет работоспособность. Например, для марок А40 и А65 — минус 40 и 65 градусов соответственно. АК — это концентрированный состав, который следует разбавлять водой. От соотношения зависят характеристики смеси. Скажем, при равной пропорции (50% концентрата в жидкости) тосол может кристаллизоваться примерно при минус 30 градусах Цельсия.
От чего зависит плотность антифриза
Многие водители знают, что в продаже можно найти концентрат антифриза, разбавив который дистиллированной водой, удастся получить охлаждающую жидкость для двигателя. Данный концентрат является этиленгликолем, то есть двухатомным спиртом. Именно от массовых долей этиленгликоля (спирта), кислот и воды зависит плотность антифриза.
Естественно, современный антифриз является более сложной жидкостью, нежели просто смесь спирта с водой. В него также добавляют целый ряд компонентов: присадки, красители, поверхностно-активные вещества, отдушки и прочее. Несмотря на это, основная часть антифриза состоит именно из спирта и воды, а на различные добавки приходится не более 5%, соответственно, они практически не влияют на итоговую плотность охлаждающей жидкости.
Проверка плотности антифриза рефрактометром
В отличие от проверки ареометром, измерение плотности ОЖ рефрактометром производится очень быстро, и для замера достаточно одной капли антифриза.
Проверять охлаждающую жидкость можно в любом состоянии, температура здесь не влияет на полученные показания. Порядок измерения такой:
- с помощью пипетки каплю тестируемого антифриза размещаем на призме прибора;
- окуляром рефлектометра наводим резкость;
- со шкалы значений считываем показания (по разделительной линии).
Прибор настраивается по дистиллированной воде, при ее тестировании полоса в окуляре должна находиться в самом низу шкалы, то есть, на нуле. Если прибор настроен неточно, он регулируется винтом, находящимся под защитным колпачком. В комплект рефрактометра входит отвертка, пипетка и лопаточка.
Недостаток у рефрактометра только один – это его цена. Если ареометр в среднем стоит от 100 до 400 рублей, то средняя цена рефрактометра – 5000-6000 руб.
Как проверить плотность антифриза
Проверка плотности антифриза – достаточно простая процедура, с которой с легкостью справится любой водитель. Она проводится при помощи ареометра – прибора, приобрести который можно в строительном, автомобильном и практически любом хозяйственном магазине.
Ареометр представляет собой колбу с «носиком» для погружения в жидкость с одной стороны и резиновой «грушей» с другой стороны. Внутри колбы находится поплавок с проградуированной шкалой. Когда внутрь ареометра набирается жидкость, поплавок всплывает, а по высоте, на которой он оказался, можно определить плотность.
Обратите внимание: Большинство ареометров имеют градацию по температуре, и они являются наилучшим вариантом для использования с целью проверки плотности антифриза. Набрав в такой ареометр охлаждающей жидкости, можно сразу посмотреть, при какой отрицательной температуре антифриз начнет замерзать.
Чтобы проверить плотность антифриза при помощи ареометра, достаточно набрать в прибор немного охлаждающей жидкости средней комнатной температуры, то есть, от +15 до +25 градусов по Цельсию. Антифриза нужно набрать столько, чтобы поплавок в нем свободно плавал, чаще всего производители указывают отметку, до которой лучше заливать жидкость внутрь инструмента. Далее остается снять показания по шкале и сравнить их с нормальной плотностью антифриза.
Как проверить состояние и температуру замерзания антифриза
Охлаждающую жидкость двигателя в сфере автомобильного транспорта принято называть антифризом. Такое название произошло от англ. слов anti
-против и freeze-замерзать, «жидкость против замерзания» или незамерзающая жидкость. «Антифриз» применяемый в отечественных автомобилях обычно называют тосолом. Существует ли разница между антифризом и тосолом — это материал отдельной публикации. В данной статье нас же интересует лишь то, как проверить состояние охлаждающей жидкости. Но перед этим нужно уточнить, что в современных автомобилях применяются антифризы на основе этиленгликоля — маслянистой прозрачной жидкости, сладковатой на вкус.
В современных автомобилях, благодаря своим свойствам, антифриз имеет очень высокий срок службы и не требует частой замены без необходимости. Тем не менее, такие простые проверки, как контроль уровня и визуальный осмотр жидкости нужно проводить, хоть не очень часто, но регулярно. Как правило, такие проверки не могут дать нам возможности в полной мере оценить состояние охлаждающей жидкости, так как, основным свойством, антифриза является — температура кристаллизации. Температура кристаллизации это величина, которая должна быть измерена при помощи специальных устройств. Проверке именно этого показателя мы и уделим особое внимание в данном материале. Но сперва нужно уточнить, когда рекомендуется проводить проверку антифриза:
- При каждом техническом обслуживании, т.е. примерно каждые 10-15 тыс. км пробега.
- При покупке автомобиля с пробегом.
Итак, что нужно учесть при проверке охлаждающей жидкости:
Уровень антифриза
Данный показатель больше относится к системе охлаждения в целом. Это самая простая, но в то же время, очень важная проверка. В основном, уровень определяется по двум меткам нанесенным на расширительном бачке с охлаждающей жидкостью.
Визуальный осмотр
При визуальном осмотре не должны наблюдаться следы накипи в виде белых пятен на поверхности антифриза. Так же, недопустимы следы маслянистых отложений на крышке, стенках бачка, и в виде масляной пленки на поверхности охлаждающей жидкости. Не должны наблюдаться другие загрязнения и значительное изменение цвета. В тоже время, легкое помутнение охлаждающей жидкости допустимо. Антифриз в хорошем состоянии имеет насыщенный, слегка прозрачный цвет.
Проверка при помощи ареометра
Важная проверка, которая дает возможность объективно оценить состояние охлаждающей жидкости. При помощи груши производится забор пробы для теста. Поплавок укажет на значение температуры замерзания.
Проверка при помощи рефрактометра
Самый удобный и быстрый способ проверки. Достаточно одной капли. По шкале рефрактометра можно оценить температуру кристаллизации антифриза.
Источник
Какую плотность антифриза считать нормальной
Если ареометр не имеет градуированной шкалы с температурой, показатель плотности мало о чем скажет водителю. Однако даже при наличии температурной шкалы, лучше проверить качество антифриза именно по плотности, сравнив ее с нормальной.
Современные производители выпускают в продажу антифриз, плотность которого находится на уровне около 1,069 – 1,072 г/см 3 . Такой антифриз замерзает при температуре ниже -40 градусов по Цельсию. Но важно здесь учесть тот факт, что разбавленный этиленгликоль будет замерзать на уровне около -40 градусов по Цельсию при плотности 1,071 г/см 3 и 1,104 г/см 3 . Для производителей выгодно выбирать плотность 1,071 г/см 3 , поскольку свойства охлаждающей жидкости от этого хуже не станут, а в производстве она будет дешевле.
Удобнее всего ориентироваться при измерении плотности антифриза по таблице, представленной ниже. На ней отчетливо видно, какая должна быть плотность антифриза, чтобы он не замерзал при различных отрицательных температурах.
Проверка плотности антифриза ареометром
Измерять плотность тосола (антифриза) чаще всего приходится перед зимой, когда необходимо произвести доливку или замену охлаждающей жидкости – важно, чтобы она не замерзала при любых отрицательных температурах воздуха. Можно измерить плотность антифриза ареометром, при получении результата следует руководствоваться данными таблицы. Замер ни в коем случае нельзя проводить на горячем двигателе:
- есть риск обжечься ОЖ;
- полученные результаты будут неточными.
Измерять плотность можно не только у той ОЖ, которая находится в радиаторе, но и у антифриза, купленного в магазине – не исключается, что этиленгликоль разбавили водой больше положенного. Для проверки плотности понадобится:
- тара с охлаждающей жидкостью;
- ареометр для электролита и тосола;
На специальном ареометре есть две шкалы, для замера плотности электролита на измерительном приборе имеется разметка плотности и температуры замерзания.
Купленный в магазине тосол проверяем так:
- отворачиваем пробку на канистре;
- набираем ОЖ в колбу измерительного прибора.
Колбу антифризом необходимо заполнить в достаточном объеме, с малым количеством ОЖ показания могут быть неверными. Еще нужно, чтобы поплавок обязательно плавал в жидкости.
Для точности измерения следует встряхнуть ареометр – это необходимо сделать для того, чтобы из ОЖ вышли пузырьки воздуха, и поплавок не залип в колбе.
Если охлаждающая жидкость по показаниям ареометра соответствует норме, ее можно заливать в радиатор, но не мешает проверить тосол на его подлинность. Нередки случаи, когда нечестный производитель для увеличения плотности добавляет в состав ОЖ серную кислоту. Этот компонент очень вреден для охлаждающей системы, он разъедает изнутри стенки ГБЦ и блока цилиндров. Проверить наличие серной кислоты в антифризе очень просто:
- наливаем ОЖ в емкость;
- добавляем в него соду.
Если происходит реакция (антифриз шипит), значит, кислота добавлена. Отсутствие каких-либо реакций говорит о том, что-то тосол в норме.
Измерения ареометром следует производить при температуре охлаждающей жидкости плюс 20 градусов, поэтому здесь будет не лишним воспользоваться термометром. Замер плотности непосредственно в охлаждающей системе производится с частичным погружением ареометра в радиатор (установкой в заливную горловину) или в расширительный бачок. Еще можно произвести вторичную проверку через пять-семь дней эксплуатации автомобиля, при необходимости скорректировать плотность антифриза путем добавления дистиллированной воды или концентрата в зависимости от полученных показаний.