Свойства присадки молибден в моторном масле


Масло с молибденом – предмет споров многих автомобилистов. Присадки и масла, которые содержат данный минерал, по уверению производителей подобных добавок, улучшают или изменяют свойства моторной жидкости, создают защитную пленку на деталях, снижают износ и трение. Одни автомобилисты при каждой замене масла используют подобные материалы и отмечают их полезность. Другие же категорически против применения присадок и молибденовых масел, так как они приводят к поломке ДВС.

Рассмотрим, что собой представляет дисульфид молибдена (MoS2), какие свойства он придает маслу, а также плюсы и минусы применения подобных материалов.

Краткий экскурс в историю

Чистый молибден в природе не встречается, а вот дисульфид молибдена (MoS2) известен человечеству уже давно. Первое применение данного минерала для двигателей внутреннего сгорания зафиксировано в США в конце Второй мировой войны. Помимо металлургической промышленности данное вещество применяли в авиации.
Американцы отметили, что минерал обладает высокими антифрикционными и антикоррозионными свойствами, устойчив к высоким температурам и имеет высокую вязкость. В качестве молибденовой присадки в двигатель самолета данный материал продемонстрировал потрясающие результаты. Благодаря высокой смазочной способности авиадвигатель мог недолго работать вообще без масла. Это было страховкой на тот случай, если картер мотора или масляные магистрали выйдут из строя.

Данный минерал во время Второй мировой войны использовали и немцы. Он применялся в качестве присадки в двигатели техники. Наиболее широко его использовали в танках. В случае повреждения ДВС и утечки масла агрегат мог еще некоторое время функционировать, что позволяло боевой машине еще некоторое время передвигаться.

Первым, кому пришла идея использовать дисульфид молибдена в гражданских автомобилях, был немец Ханс Хенле. Он обнаружил емкости «Liqui Moly» (в переводе – жидкий молибден) с порошковым дисульфидом молибдена. Узнав, для каких целей используется данное вещество, он решил его опробовать в моторных маслах. В 1955 году он приобрел патент на применение MoS2 и права на торговую марку. В 1957 году немец основал компанию Liqui Moly GmbH.

Первые присадки предназначались для масел Kfz, которые использовались в двигателях и трансмиссии. В конце 70 годов 20 века, после широкой рекламной компании Liqui Moly, началось серийное производство добавок. Заключалась она в том, что в 2 небольших автомобиля Volkswagen Kaefer вместо моторного масла была залита только молибденовая присадка. Машинам удалось обогнуть озеро Бодензе, длина береговой линии которого составляет 273 километра.

Почему молибден в масле – это плохо?

Полировка цилиндров так катастрофична, что её степень ограничивается всеми спецификациями на уровне около 2 % от площади трения (!!!).

При замене масла на «дисульфидмолибденсодержащий» продукт не повышается компрессия как говорят некоторые мастера. В паре трения «цилиндр-компрессорное кольцо» нет нагрузок, превышающих порог сваривания и задира, а скорости находятся на уровне, при котором антифрикционные свойства дисульфида молибдена проигрывают адсорбционному слою минерального масла без посторонних взвесей.

Присадки с дисульфидом молибдена

Дисульфид молибдена – это модификатор трения. Он является одной из наиболее популярных добавок в различные смазочные материалы. Он обладает хорошими защитными, антифрикционными и противозадирными свойствами, которые обусловлены.

MoS2 имеет пластинчатую структуру, как и графит. Он состоит из атомов молибдена и серы, которые имеют приблизительно одинаковый размер и образуют очень прочное соединение. Благодаря этому кристаллическая решетка материала равномерна.

Отличительной особенностью минерала является его неспособность раствориться в масле – порошок находится в состоянии дисперсии, которая представляет собой взвесь довольно крупных частиц.

Молибденовая присадка работает следующим образом. Минерал образует на поверхностях прочный защитный слой, который выдерживает воздействие высоких нагрузок. Молекулы вещества очень подвижны относительно друг друга, поэтому трение между сопряженными деталями значительно снижается. Также дисульфид молибдена отлично работает при высоких температурах (+300…+400 °C).

Защитная пленка, которую образует минерал, не постоянная. После ее формирования защитный слой пополняется по мере износа, но, со временем он истирается. В основном это происходит в тот момент, когда автовладелец перестает добавлять молибденовую присадку в масло и начинает использовать «чистый» смазочный материал. В этом случае происходит выработка оставшегося слоя присадки, возрастает износ и частота образования задиров.

В современные моторные масла входят различные противозадирные и противоизносные компоненты. Но, добавив дисульфид молибдена в такой смазочный материал, появится дополнительный защитный слой на внутренних поверхностях ДВС.

Дисульфид молибдена в двигатель и масла с органическим молибденом

Казалось бы, средство имеет сплошные плюсы. Однако после применения масел и присадок с молибденом сегодня можно столкнуться как с положительными отзывами, так и с отрицательными. Давайте подробнее разбираться, что представляет собой указанная добавка.

Начнем с того, что молибденовые присадки можно разделить на два типа:

  • присадки с дисульфидом молибдена;
  • добавки с органическим молибденом;

Дисульфид молибдена в составе смазки образует на металлических поверхностях деталей особый защитный слой, который снижает трение. Многочисленные опыты и практическая эксплуатация подтвердили однозначную эффективность такой добавки в различных агрегатах (редукторы, лебедки и т.д.)

Идем далее. С учетом постоянно растущих требований к маслам производители добавляют в свои продукты различные антифрикционные пакеты компонентов для повышения энергоэффективности смазок и улучшения защиты от износа.

Указанные добавки могут быть жидкими или твердыми, в состав могут входить эстеры, молибденовые добавки, керамические компоненты или графит. Молибден является давно и хорошо известной противозадирной и противоизносной присадкой в моторное масло, похож по принципу действия на графитовые компоненты, имеет слоистую пластинчатую структуру.

Если точнее, молекулярная структура дисульфида молибдена представляет собой прочную связь 1 атома молибдена с 2 атомами серы. Атомы серы по размеру приближены к атомам металла. В результате сера обеспечивает высокие адгезионные свойства, прикрепляясь к поверхности нагруженных деталей.

Итак, связь серы и молекул молибдена прочная, а соединение между молекулами серы слабое. В результате получается, что трущиеся поверхности активно покрываются защитным слоем из молекул молибдена, при этом указанные молекулы свободно скользят по отношению друг к другу.

В итоге металлические поверхности не контактируют между собой, исключается трение и перегрев, уменьшается износ деталей. Также молибден в составе масла стабилен, то есть постоянно находится во взвешенном состоянии, не оседая на поверхностях. Еще образуемая молибденовая пленка отличается малой толщиной, она не способна уменьшить расчетные зазоры в двигателе и нарушить свободную подачу масла к нагруженным парам.

А теперь обращаем ваше внимание на то, что для двигателей внутреннего сгорания, как правило, использование дисульфида молибдена не рекомендуется самими изготовителями ДВС, так и опытными автомеханиками. Дело в том, что масло с дисульфидом молибдена является смесью, а не химическим раствором.

Другими словами, в такой смазке содержатся твердые частицы дисульфида молибдена, причем размер указанных частиц достаточно большой. В процессе работы мотора такие частицы оказываются не только на поверхности нагруженных трущихся деталей, но и в тех участках, где их нахождение может причинить вред.

В качестве примера можно отметить поршневые кольца и канавки. Как показывает практика, масла с дисульфидом молибдена под воздействием высоких температур в двигателе способствуют быстрой закоксовке колец и их залеганию.

В результате нарушается работа ЦПГ, газы из камеры сгорания прорываются в картер, масло быстро стареет и окисляется, коксование двигателя усиливается. По этой причине смазку с дисульфидом молибдена или похожие присадки в двигателе лучше не использовать.

Что касается альтернативы, среди современных разработок в сфере энергосберегающих молибденовых масел с пониженной вязкостью (0W20, 0W30 и т.п.) можно встретить продукты с использованием органического молибдена. Указанная антифрикционная присадка является эффективным модификатором трения, который хорошо растворяется в моторном масле.

Рекомендуем также прочитать статью о том, какие существуют противодымные присадки, а также составы для уменьшения расхода масла. Из этой статьи вы узнаете о различных типах указанных решений и принциах их работы, а также стоит или не стоит использовать подобные продукты в двигателе.

При этом сохранены главные защитные свойства. Это позволяет использовать масла с низкой высокотемпературной вязкостью без риска появления задиров и других дефектов на поверхностях нагруженных деталей.

Простыми словами, после выхода на рабочие температуры маловязкие смазки сильно разжижаются и формируют тонкую масляную пленку. Органический молибден в составе таких смазок позволяет избежать износа. Сами масла с органическим молибденом отличаются от других продуктов на рынке ГСМ благодаря характерному зеленоватому оттенку.

Еще добавим, что уменьшить трение сегодня можно не только молибденом. Как уже было сказано, аналогичного эффекта добиваются посредством использования синтетических эфиров (эстеров). Указанные элементы также надежно «цепляются» за поверхность, в результате чего формируется тонкая и одновременно прочная защитная пленка.

Более того, указанная пленка весьма стабильна даже в условиях высокого нагрева. Что касается самой защитной пленки после применения молибдена, слой формируется не постоянно. После того, как пленка сформировалась, дальнейшее образование происходит по мере износа имеющегося слоя.

Однако такого эффекта можно достичь только при условии того, что масло с молибденом находится в двигателе постоянно. Если использовать смазку с молибденом только периодически, тогда защитная пленка изнашивается, то есть нельзя говорить о дальнейшем сохранении антифрикционных и противоизносных свойств.

Плюсы и минусы присадок

Для начала поговорим о плюсах применения молибдена в моторном масле. Современные реалии автопроизводителей таковы, что им нужно выпускать автомобили, которые соответствуют жестким экологическим нормам и потребляют меньшее количество топлива. Подобные требования относятся и к производителям автомобильных масел.

Именно поэтому сегодня в жидкостях, предназначенных для смазывания двигателя, добавляют дисульфид молибдена. Он значительно снижает количество задиров, улучшает смазывание и уменьшает износ. Органический молибден также отлично взаимодействует с серой, что позволяет ему надежно удерживаться на поршнях или иных подвижных элементах двигателя, которые нуждаются в смазывании. Все эти качества позволяют ДВС проработать как можно дольше без вмешательства.

Рассмотрим отрицательные стороны молибденовых присадок. Как считают многие механики и эксперты, сегодня применение подобных добавок по отношению к двигателю не оправдано. Все дело в том, что 10-20 лет назад автомасло не содержало активных моющих присадок. Но с развитием автомобильной промышленности данная ситуация в последние годы изменилась. Последние поколения моторных масел содержат много щелочи, кальция и других веществ.

Кальций и дисульфид молибдена вступают в реакцию, которая происходит намного раньше того момента, когда MoS2 образует на поверхностях защитную пленку. Результатом этого взаимодействия становится частица большого размера. В большом количестве они оседают на масляном фильтре и загрязняют его. То же самое происходит и с другими моющими присадками. В итоге происходит общее загрязнение двигателя. Если где и можно применять присадки, так в старых автомобилях, где не предусмотрена многоуровневая система очистки масла.

Помимо этого моторные масла с молибденом нужно менять чаще чистых. Если в среднем моторную жидкость меняют каждые 8-10 тыс. км пробега, то масло с присадкой следует менять каждые 5-7 тыс. км. пробега. Это связано с тем, что окисляясь, MoS2 выделяет серу, вызывающую коррозию, и окись молибдена, которая является абразивом.

Какой молибден применяют в моторных маслах

Важно знать, что молибден в чистом виде в маслах никогда не применялся. Используется исключительно дисульфид молибдена (молибденит) с химической формулой MOS2 – один атом молибдена, связанный с двумя атомами серы. В реальном виде это темный порошок, скользкий на ощупь, как графит. Оставляет на бумаге след. «Масло с молибденом» — это общепринятое в обиходе словосочетание, чтобы не усложнять речь химическими терминами.

Частицы молибденита имеют форму микроскопических чешуек с уникальными смазывающими свойствами. При попадании друг на друга они скользят, значительно снижая трение.

Примеры продукции

Молибденовые присадки достаточно распространены. Их можно с легкостью найти в любом магазине, который специализируется на автохимии. Рассмотрим наиболее известные виды добавок в масло.

Liqui Moly Oil Additiv

Антифрикционная присадка на основе дисульфида молибдена. Представляет собой взвесь вещества в минеральном масле. Она препятствует контакту между поршневым кольцами и стенками цилиндров, тем самым снижая их износ. Частицы MoS2 настолько малы, что не повлияют на работу фильтрующих элементов и не образуют отложений.

Дисперсия может смешиваться с любыми моторными маслами. Она стабильна при длительных динамических и термических нагрузках, снижает износ ДВС, снижает расход масла и топлива, увеличивает ресурс двигателя. Присадка прошла тестирование в двигателях с турбонаддувом и катализаторах. Она легко удаляется из ДВС путем замены масла.

Mannol 9991 Molibden Additive

Присадка на основе дисульфида молибдена, предназначенная дли снижения износа и трения. Она образует на взаимодействующих поверхностях смазочную защитную пленку, которая устойчива к воздействию высоких нагрузок.

Добавку можно смешивать с любым типом моторных масел. Материал способствует увеличению мощности двигателя, снижает расход масла и топлива, а также увеличивает ресурс силового агрегата.

Molykote A Dispersion

Дисперсия дисульфида молибдена в минеральном масле. Применяется в качестве присадки к маслам для высоконагруженных узлов ДВС. Она не разлагается и не образует коррозионных соединений при высоких температурах, влаге и отработавших газах. Присадка также обладает свойствами аварийной смазки.

Материал эффективно снижает трение и шум при работе двигателя. Он препятствует возникновению задиров, улучшает приработку деталей и увеличивает их несущую способность.

Подводя итог следует отметить, что применение любых присадок, в том числе с дисульфидом молибдена – это риск для каждого автовладельца. Поэтому перед использованием каких-либо добавок как следует взвесьте все «ЗА» и «ПРОТИВ». В противном случае двигатель может выйти из строя и ему потребуется капитальный ремонт или полная замена.

Минусы

Есть ли минусы у автомасел с молибденом? Положительные черты присадки MoS2 нивелируются несовместимостью с некоторыми типами моторов, лубрикантов. Современные масла содержат большое количество кальциевых составляющих. Элемент вступает в активную реакцию с молибденом, что впоследствии образует кислоты, губительные для металлов.

Отдельно выделяется крупный размер соединений и нерастворимость. Молекулы молибдена при соединении с лубрикантами образуют взвесь. Нерастворенные частицы проникают в камеру сгорания высокомощных двигателей, где образуются коксовые отложения.

Принцип работы молибдена

Все действия MoS2 напоминают работу графитовых частиц. В его основу входит графитовая платформа, имеющая вид тончайшей пластины. Соединение состоит из двух атомов серы, а также одного атома молибдена. В результате образуется сильная связь. Такое средство отличается мощной антифрикционной функцией. В состав масла входит:

  • Керамика;
  • Эстеры;
  • Графит.

Молибденовый компонент выпускается и в качестве отдельной присадки. Ее можно добавлять в масло для улучшения его технических характеристик.

Эффект молибденового дисульфида

Присадка с молибденом не осаждается на моторных деталях. Она формирует тонкую пленочку, которая не переполняет зазоры, не нарушает циркуляцию смазки. Пленка образуется лишь в том случае, если регулярно использовать, к примеру, присадку Ликви Моли с молибденом. Когда автомобилист перестает использовать порошок и начинает лить обычное автомасло, пленочка подвергается износу. Из-за этого увеличивается число задиров и изнашивание мотора.

Выпускаемые сегодня моторные смазки хорошо противостоят задирам и износу. Благодаря автомобильным присадкам Liqui Moly, «Хадо», «Маннол» можно формировать повторные антиударные слои.

Присадка ликви-моли

Кроме обычных водителей, добавки Liqui Moly используются:

  • в производстве, осуществляемом в высокотемпературных условиях;
  • для смазывания различных материалов;
  • для увеличения плотности пластических веществ.

Рекомендуем: Штраф за газовое оборудование (ГБО) на автомобиле в 2019 году

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: