• Главная
  • АКБ авто

Рано или поздно аккумуляторная батарея выходит из строя. Это может быть по разным причинам, например сульфатация пластин или же осыпание активной массы, да много чего. И знаете такой АКБ может вести себя не предсказуемо, то есть в теплые дни он может запускать двигатель легко и просто, но стоит немного похолодать, например утром, он будет крутить сложно (либо вообще не крутить)! Сразу лезут мысли, в чем дело? Может быть АКБ, может быть генератор, или еще что-нибудь. Но как показывает практика если вашему авто 4 – 5 лет то это скорее всего батарея, и вот ее нужно проверять и при необходимости менять. А как это сделать, как проверить аккумулятор? Спокойно для этого есть «нагрузочная вилка» …

Знаете проверка аккумулятора, особенно при покупке Б/У автомобиля — ЖЕЛАТЕЛЬНА! Как обстоят дела у нас в России — продаю я автомобиль, а у соседа АКБ уже на «подходе» (иногда запускает – иногда нет), вы просто перекидываете их местами, сосед вам еще и денежку дает и все в «шоколаде», кроме ВАС! Вам уже при первых холодах нужно будет «метаться» и искать себе новую батарею. Такой вот бизнес по-русски. А вот если проверить АКБ нагрузочной вилкой при покупке, картина сразу станет ясна. Вот вам и дополнительная скидка, требуйте от продавца.

Что изначально проверить на автомобиле?

В самом начале хочется отметить такие особенности, прежде чем списывать батарею, нужно проверить:

  • Уровень электролита в банках (конечно если аккумулятор обслуживаемый)
  • Проверить утечки тока в бортовой сети автомобиля. Это обязательно!
  • Проверить зарядку генератора.
  • Попробовать правильно зарядить АКБ.
  • Попытаться сделать десульфатацию пластин
  • Обязательно осматриваем клеммы, на них возможны окислы

Окислились клеммы

Зачастую из строя, изначально, выходит генератор или присутствуют большие утечки тока, что впоследствии приводит к сильным разрядам АКБ и может спровоцировать его досрочную смерть. Поэтому проверять ОБЯЗАТЕЛЬНО эти пункты!

Однако если у вас здесь все нормально, то есть и уровень электролита, и бортовая сеть ведет себя нормально, нет ни утечек, генератор работает хорошо. А в одной банке вы увидели — что она мутная или черная, значит время пришло (хотя банки могут быть и светлыми). Но все равно чтобы убедиться что дело именно в аккумуляторе, нужно его проверить и желательно под нагрузкой.

Орион НВ-03

С помощью данного устройства можно определить степень заряженности и исправность 12-ти вольтовых АКБ, а также проверить генератор и оборудование бортовой сети.

Конструктивно устройство выполнено аналогично предыдущей модели, за исключением цифрового вольтметра (жидкокристаллического дисплея).

При хранении устройство находится в «спящем режиме». Чтобы вывести его из спячки, можно нажать на кнопку «Режим» или «Выбор» на лицевой панели или прикоснуться щупом к любому токоотводу аккумулятора.

Устройство имеет несколько основных режимов:

  • — обычный вольтметр;
  • — измерение напряжения АКБ с нагрузкой;
  • — режим просмотра результатов предыдущих измерений («ЛОГ»);
  • — сохранение результатов проведенных измерений;
  • — просмотр сохраненных результатов;
  • — измерение ёмкости батарей;
  • — режим установки временного предела замеров.

Особенности конструкции

В отличие от предыдущих моделей применяется цифровой вольтметр.

Добавлена возможность определения степени заряда АКБ и возможность устанавливать время измерения.

  • Цифровой жидкокристаллический дисплей.
  • Кнопка . С помощью этой кнопки осуществляется навигация между режимами и выход из режимов установки.
  • Кнопка — переход от названия режима к числовым величинам измерений, изменение числовых величин в режимах установок.

Порядок применения нагрузочной вилки в качестве измерителя напряжения (вольтметра)

Нажатием кнопки выбираем режим .

Чтобы отключить нагрузочные спирали, необходимо открутить обе гайки справа и слева от щупа.

— подсоединить «крокодил» к массе автомобиля или к минусовому токоотводу аккумуляторной батареи.

— измерить напряжение в любой точке автомобиля. Если длины провода не хватает, то можно его удлинить.

Тестирование аккумуляторной батареи

Для начала необходимо измерить напряжение разомкнутой цепи. Для этого подсоединяем черный зажим — «крокодил» к минусовой клемме батареи.

Откручиваем обе гайки (отключаем нагрузку) и накалываем щуп на плюсовую клемму АКБ. Фиксируем показания цифрового вольтметра.

Затем тестируем аккумулятор под нагрузкой.

Если тестируемый аккумулятор имеет ёмкость до 100 А/ч, то закручиваем одну гайку (подключаем одну спираль нагрузки).

Если аккумулятор от грузового автомобиля (ёмкость выше 100 А/ч), то закручиванием второй гайки подключаем еще одну спираль.

Измеряем напряжение аккумулятора под нагрузкой. Накалываем щуп на плюсовую клемму аккумулятора.

Измерение начинается автоматически. В конце измерения раздастся звуковой сигнал .

Режим просмотра результатов предыдущих измерений

При выборе данного режима можно просмотреть результаты проведенных измерений, для чего необходимо нажать кнопку и выбрать режим .

На дисплее отобразится числовое значение измерения .

Чтобы сохранить результаты проведенных измерений, необходимо нажать кнопку и выбрать .

Длительно нажимаем кнопку . На дисплее кратковременно появится значок .

Значения будут сохранены.

Определение ёмкости аккумуляторной батареи

С помощью кнопки выбираем режим «Заряд». На дисплее высвечивается .

Через 3-5 секунд отобразится цифровое значение степени заряженности батареи (в процентах).

Как установить время измерения

Чтобы войти в режим установки времени, необходимо одновременно нажать кнопки и . На дисплее высветится , а затем числовое значение. С помощью кнопки устанавливаем необходимое значение в секундах от 1 до 9.

Для тестирования АКБ ёмкостью до 100 А/ч устанавливают значение 5, а для автомобильных грузовых батарей устанавливают 9.

Чтобы прибор запомнил ваши действия, необходимо нажать кнопку «Режим».

Для получения более подробной информации читайте инструкцию.

Нагрузочная вилка

Это специальное устройство, которое работает с напряжениями 12 и 24 Вольта. Основные назначения — это измерение напряжения и уровень заряженности или я бы даже сказал исправности аккумулятора. По сути ничего сложного в нем нет, есть два провода плюсовой и минусовой с двумя клеммами. Внутри находится нагрузка, обычно это либо резистор высокой мощности, либо обычная спираль, сделанная из тугоплавкого металла.

Нагрузка

Если нагрузка не сменная, то она может колебаться в пределах 100 – 200 Ампер. Однако бывают нагрузочные вилки, в которых нагрузку вы можете выбирать — либо программно, либо физически путем установки различных резисторов

Также на корпусе в обязательном порядке имеется вольтметр, он нужен не только для измерения напряжения без нагрузки, но и для отображения поведения батареи под нагрузкой. Раньше вольтметры были обычные стрелочные, сейчас все больше они цифровые с различными функциями.

Напряжение

Многие автомобилисты думают — что «нагрузочная вилка», должна быть в форме вилки (уж извините за «тавтологию»). Но сейчас это не так, раньше она действительно была похожа на этот столовый прибор, только с двумя зубьями – плюс и минус. Но сейчас форм факторов, может быть несколько:

  • Старый вариант, когда действительно похожа на вилку (с двумя зубами).

Старая вилка

  • Один зуб (шип) и один провод. Например, минусовая клемма имеет провод с «крокодилом» вы просто подсоединяете его к аккумулятору, а зубом или шипом упираетесь в плюсовую клемму.
  • Две клеммы. Это современные нагрузочные вилки, есть два провода с крокодилами, именно их подсоединяем к клеммам и меряем нужное напряжение или нагрузку.

Собственно все элементарно. Итак, так как же проверять, сам процесс.

Конструктивные особенности, разновидности приборов

Электрические нагрузочные вилки предназначены для проверки состояния аккумуляторных батарей, а также выполняют тестирование электрогенератора и других компонентов бортовых электросетей.

Стандартный прибор представляет несложную конструкцию, в частности, нагрузочный резистор с высокой мощностью, в котором имеется вольтметр и два щупа. Один из щупов размещается в цельнометаллическом корпусе. Стальной штырь подключается к вольтметру в месте минусового выхода, который расположен на тыльной стороне. Толстый провод выходит от плюса устройства, а зажим находится также на тыльной поверхности. С его помощью подсоединяется нагрузочная вилка к клеммам и две гайки, к которым выполняется подсоединение нагрузочного сопротивления.

Это одни из простейших приборов, которые справляются с быстрой проверкой технического состояния аккумулятора автомобиля.

Нагрузочная вилка позволяет провести ряд измерений:

  • напряжение на клеммах батареи под рабочими нагрузками и без них;
  • выходное напряжение электрического генератора;
  • способность удерживания заряда;
  • техническое состояние батареи, наличие замыканий, сульфитация пластин;
  • время рабочего ресурса.

Она считается эффективным прибором проверки, позволяющим провести быстрое оценивание состояния аккумулятора и принять решение о его ремонте, дальнейшей эксплуатации или полной замене. Она по праву занимает лидирующие позиции среди инструментов и автомобильных приборов-помощников владельцев автомобилей, систематически диагностирующих все системы и функции четырехколесного друга. Регулярная проверка придает уверенности в завтрашнем дне, благодаря тому, что аккумуляторная батарея не подведет в дороге.

В настоящее время существуют несколько разновидностей приспособлений для проверки АКБ, позволяющих выполнить самостоятельный анализ отдельных компонентов электроцепей транспортных средств. К распространенным моделям относятся ВН-1, НВ-01, разработанные для аккумуляторов емкостью 190 А/ч и напряжением 12 В. Вторая модель считается более совершенной, позволяет проводить измерения с точностью в 2,5%, обладает диапазоном измерения напряжений 0-15 В, широким диапазоном температур и другими характеристиками.

Это интересно: Почему за ночь может сесть аккумулятор в машине?

Большой популярностью пользуются модели НВ-02, НВ-03. Существенным плюсом НВ-03 являются такие важные характеристики, как точные проведения измерений, достигающие 0,5%, диапазон работы измерений напряжений 0-16 В, оснащение цифровой жидкокристаллической панелью и наличие кнопочных переключателей рабочих режимов.

Как проверить аккумулятор

Собственно тут все просто, процесс банален. Вилка создает нагрузку в 100 – 200 Ампер (редко видел до 250 А) на аккумулятор, то есть это такая имитация нагрузки стартера. Напряжение должно проседать до определенного значения, после окончания нагрузки оно должно восстановиться почти полностью.

Нагружают как обычно 5 – 6 секунд (обычно достаточно для запуска двигателя). И по показаниям можно сделать вывод держит нагрузку батарея или нет. Также современные вилки могут проверить замкнута банка или нет.

подключение к клеммам

Показания во время 5 секундной нагрузки:

Показания вольтметра, В Процент заряженности, %
> 10,2100
9,675
950
8,425
< 7,80

Кстати таким же образом можно проверить ваш боевой АКБ, просто нагрузите его вилкой и посмотрите какой заряд он будет выдавать. И следуя таблице, вы можете понять в каком он состоянии. Нужно ли его подзарядить или нет, нужно ли ему делать десульфатацию или банка у него не рабочая. Собственно нагрузочная вилка очень нужный прибор.Бывает и такое что вилка показывает «L» (LOW) – это очень низкий заряд батареи, именно такой у меня на видео внизу. Скорее всего, произошло замыкание одной из банок, либо осыпание активной массы. Если напряжение после проверки не восстанавливается до 12,4 – 12,7 Вольта, а как в моем случае 11,4 Вольта (да еще при нагрузке отображается «L»), то скорее всего проблема в одной из банок.

Как пользоваться нагрузочной вилкой

Это очень просто и может справиться почти каждый. Вилка это переносное устройство и ей можно воспользоваться хоть под капотом вашего автомобиля, не снимая аккумулятор.

Однако стоит помнить, использование должно быть в пределах от + 20 до + 25 градусов Цельсия В ИДЕАЛЕ (мы проверяли при + 15 градусов). Холодную батарею лучше не проверять! Это важно, потому как вы ее можете очень сильно разрядить, что чревато глубоким разрядом.

Из этого следует, либо теплый гараж (если снимать не хотите), либо лучше снять и принести домой, ну или в специальное помещение. Все же не все аккумуляторы можно заряжать дома.

Подсоединяем плюс вилки (обычно это красный провод) к плюсу АКБ, соответственно минус (черный провод) к минусу.

Красный - плюс

Вилка должна включиться и показать вам напряжение. Даже «дохлые» аккумуляторы, могут показывать от 12,4 до 12,7 Вольт, что вроде как является нормой.

После специальной кнопкой (бывает «надавливанием» – нужно надавить плюсовой штырь) нужно подать нагрузку на аккумулятор – в ТЕЧЕНИЕ 5 СЕКУНД ЭТО ВАЖНО! Как я писал выше, нагрузка может составлять 100 – 200 Ампер, ОЧЕНЬ МНОГО!

За это время заряд нормальной батареи упадет не ниже 10,2В, затем после 5 секунд нагрузки он опять, довольно быстро восполнится до 12,4 – 12,8В.

Если батарея дохлая — то заряд может упасть ниже 6 – 7В, да и восстанавливаться будет очень долго. Иногда не сможет восстановиться больше 11 – 11,5В. Лично у меня, как я писал выше, не восстанавливался больше 11,4, а при нагрузки вилкой уходил в дикий «АУТ» (горит «L»). Скорее всего банка посыпалась. И даже после долгой зарядки происходить будет тоже самое.

Собственно вот такая вот легкая проверка, кстати даже если показывает 9,6В то это разряд до 75%, это не так страшно, так что эта батарея также боевая просто ее нужно подзарядить.

Сейчас видео версия, смотрим.

НА этом заканчиваю, думаю моя статья была вам полезна, читайте наш АВТОБЛОГ, подписывайтесь на обновления канала на YOUTUBE.

Похожие новости

  • Какую клемму снимать с аккумулятора. При длительной стоянке, для…
  • Нужно ли откручивать пробки аккумулятора при зарядке. И как это …
  • Как сделать электролит. Для автомобильного аккумулятора своими р…

Добавить комментарий Отменить ответ

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: